Найти главное (А. Островский. "Последняя жертва")
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского драматурга А.Н. Островского. Театры страны отмечают эту дату постановкой его пьес. Не остался в стороне и Белгородский драматический театр им. М.С. Щепкина. На прошлой неделе театр пригласил белгородцев на премьеру спектакля по пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» (режиссёры Л. Моисеев и Н. Черныш, художник А. Баратов).
Пьеса «Последняя жертва» после Великой Октябрьской социалистической революции стала одной из популярнейших пьес Островского. Лишь в Москве с 1922 по 1944 год, например, она была поставлена пятью театрами.
Тема, затрагиваемая в пьесе, перекликается с «Грозой» и «Бесприданницей». Мир, в котором живут герои Островского, по определению Н.А. Добролюбова, «тёмное царство», царство Кабаних и Паратовых. Трудно жить в этом мире не «своему» человеку. В безысходности погибает Лариса («Бесприданница»), Катерина («Гроза») бросается с обрыва, Юлия Павловна Тугина – героиня «Последней жертвы» «бросается» в объятья старого и нелюбимого человека, богатого купца Флора Федулыча Прибыткова.
Хитёр и умён Флор Федулыч. Ради достижения своей цели он не останавливается ни перед чем: ложь, подкуп, интриги – всё идёт в ход. Неважно, что при этом пострадают близкие ему люди, внучка Ирина и племянник Лавр Мироныч. Пусть они вздорные и ничтожные люди, но ведь Флор Федулыч столько говорит о своей доброте и родственных чувствах. А Прибытков не один. Есть ещё Глафира Фирсовна – верная раба Флора Федулыча, вернее – раба его денег, наконец, Дульчин-мот, картёжник, прожигатель жизни. Он давно уже промотал оставленное ему наследство, но выдаёт себя за человека с большим состоянием. Вадима Дульчина искренне и бескорыстно любит Тугина, и он пользуется этим, разоряя её. Дульчин снова проигрался в карты, ему нужны деньги, и он предаёт любовь Тугиной, делая предложение денежной, на его взгляд, невесте. Юлия Павловна узнаёт об этом и…
В пьесе есть сцена: Глафира Фирсовна сообщает Вадиму Дульчину о смерти Тугиной. Но через некоторое время Тугина предстаёт перед Вадимом живой и невредимой. Так что же, Глафира Фирсовна солгала?
Нет! Перед Дульчиным уже не прежняя Юлия Павловна – чистая, способная к большому чувству, а жена Флора Федулыча. Ту, прежнюю Тугину, постигла участь Ларисы и Катерины. На мой взгляд, именно эту важнейшую мысль не смогли донести в своей постановке «Последней жертвы» создатели спектакля.
На титульном листе рукописи пьесы А.Н. Островский кратко обозначил фабулу произведения: «Старик, влюблённый в молодую вдову, старается под видом покровительства и попечительства разлучить её с любимым ею молодым человеком, в чём и успевает…». Всё просто и ясно, но создатели спектакля упускают главное условие Островского – «под видом покровительства и попечительства», и вместо острой бичующей сатиры на нравы затхлого мещанского мирка, где деньги решают всё и калечат людей, на сцене разыгрывается обычная мелодрама.
Флор Федулыч (артист П.Самсонов) без всякого там «под видом» действительно благодетельствует и попечительствует, предстаёт перед зрителями этаким добропорядочным буржуа, который и вправду «излишек денег бедным отдаёт». Прибытков-Самсонов прямо-таки добрый гений Тугиной, её спасительный наставник. И становится буквально не по себе, когда незадолго до финала спектакля особенно «чувствительная» и доверчивая часть зрительного зала, кстати, не малая, встречает аплодисментами сообщение о браке Юлии Павловны и Флора Федулыча. Зрителю предлагают ликовать там, где это, мягко говоря, неприлично, тем более, что Тугина у Островского в этой финальной цене предстаёт как жертва «тёмного царства», сломленная и опустошённая. С.Кубарева, играющая Тугину, верно подошла к роли. Её Юлия Павловна вызывает симпатии. Она искренна, чиста и душевна. С.Кубарева в последней сцене очень точно передаёт опустошённость и сломленность своей героини. Но… Но ведь до этого на сцене не было «тёмного царства» Островского, а были: добропорядочный Флор Федулыч, рассудочный ростовщик Салай Салтаныч (артист Н.Вулих), безобидный Лавр Мироныч (артист В.Катаев), очень простенькая Ирина Лавровна (артистка Л.Монастырская) и только один персонаж, сконцентрировавший в себе почти весь отрицательный потенциал спектакля – Вадим Дульчин (артист А.Баратов). А посему Юлия Павловна предстаёт перед нами только как жертва Дульчина, а не жертва буржуазного общества, «жертва века». Между прочим, в первоначальном варианте пьеса у Островского так и называлась «Жертва века».
Совсем непонятна позиция постановщиков, которые в центральном, третьем действии вообще вымарывают «проходных» персонажей, посетителей клуба. А между тем именно они создают яркую картину быта этой социальной среды. У Островского эти «проходные» персонажи в системе действующих лиц обозначены даже не по именам, а по социально психологическим характеристикам («Иногородний купец средней руки, костюм и манеры провинциальны»); («Разносчик вестей, бойкий господин, имеющий вид чего-то полинявшего»); («Наблюдатель, шершавый господин, лицо умное, оригинал, но с достоинством»). Фигуры эти предельно заострённые, переходящие в тип-маску или тип-символ, а Наблюдателю Островский прямо-таки доверяет выражать свои мысли и оценки событий пьесы. Но этих действующих лиц вообще не существует в спектакле Белгородского театра. В заключение хотелось бы посоветовать создателям спектакля найти его социальное звучание, настроение протеста, неприятие строя той эпохи, чтобы он не выглядел простой мелодрамой.