Пресса

Андрей Зотов: «Козырь начинающего артиста – это горящие глаза…»

3 и 4 мая в преддверии Дня Победы в БГАДТ имени М.С. Щепкина с большим успехом прошли показы спектакля «Завтра была война» по одноимённой повести Бориса Васильева – дипломной работы выпускного курса кафедры актёрского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры (мастер курса – заслуженная артистка России Оксана Бгавина). Поставил спектакль артист драматического театра, старший преподаватель кафедры актёрского искусства БГИИК Андрей Юрьевич Зотов.

В рамках прохождения практики в БГАДТ имени М.С. Щепкина с артистом и педагогом побеседовала студентка 1 курса факультета журналистики БелГУ Александра Шаповалова.

Андрей Юрьевич, ранее студенты кафедры актёрского искусства БГИИК не выступали на сцене профессионального театра. А ваши выпускники удостоились чести играть на большой сцене БГАДТ имени Щепкина! Как это произошло?

– Это произошло, во-первых, благодаря помощи художественного руководителя нашего театра Виктора Ивановича Слободчука.  Именно ему изначально принадлежала идея организовать кафедру актёрского искусства в институте культуры, и создана она была при его активной поддержке. Во-вторых, благодаря содействию заслуженной артистки России Ирины Залмановны Чернышёвой (Драпкиной), которая заведует кафедрой актёрского искусства в институте. Начались переговоры о том, чтобы показать спектакли  студентов на большой сцене нашего театра. Для чего это нужно? Чтобы они попробовали себя уже не на сцене учебного театра, но на другой площадке, чтобы у них закрепились навыки профессиональных артистов и, конечно же, чтобы их увидели зрители.

Кстати, этот курс и прежде выступал в театре. На малой сцене был показан спектакль «Воспитанница» по пьесе А. Островского, который поставила Оксана Анатольевна Бгавина. Это была первая проба ребят на щепкинских подмостках.

Конечно, Виктор Иванович и Ирина Залмановна шли на определённый риск, решив показать студентов на профессиональной сцене. Спасибо им, что они такие рисковые люди! Думаю, и мы их не подвели. А поэтому, будем надеяться, дорожка в театр для студентов теперь проторена, и традиция показов студенческих работ будет продолжена.

Расскажите, почему для постановки Вы выбрали именно повесть Бориса Васильева «Завтра была война»?

– Тут однозначно сразу и не ответишь. Конечно, это потрясающий материал, и мне очень хотелось, чтобы ребята познакомились с ним. Как ни печально об этом говорить, современная молодёжь (конечно, не вся) мало читает. И когда я своим студентам предложил эту повесть, они на меня посмотрели очень удивлённо. Они вообще не знали ничего ни о ней, ни о её авторе. Для меня это было не очень приятным открытием, мне казалось, что студенты театральных специальностей должны читать и читать много, знать литературу, драматургию…

Повесть «Завтра была война» – это потрясающий русский язык, очень красивое русское слово. К тому же, сама история, рассказанная Борисом Васильевым, не может оставить равнодушным никого. Я вообще считаю, что его произведения – «А зори здесь тихие», «В списках не значился» – обязательно надо прочитать, особенно молодым. В них поднимаются такие темы, которые стоит прочувствовать именно в юном возрасте: любовь, преданность, дружба, патриотизм, воля, стремление добиться своего, целеустремленность…

Эти темы насколько выворачивают душу, что в итоге начинаешь испытывать то, что называется катарсисом: очищение через сопереживание героям, собственные страдания. Остаётся светлое послевкусие – такое настоящее, которое потом сопровождает тебя по жизни.

– Что было самым сложным в работе над спектаклем для ребят?

– Я думаю, самым сложным на начальном этапе было перенестись в предвоенную эпоху, передать атмосферу тридцатых годов. Она ведь очень неоднозначная: с одной стороны, сталинские репрессии, с другой – потрясающий энтузиазм, молодость, свет. Герои повести – это дети, которые родились после революции («второе поколение нашей великой революции» - говорит о них директор школы), и их судьбами страна писала свою новую историю. Они были более искренние, честные, откровенные, чем мы сегодня. В нашей жизни сейчас нет, скажем так, национальной идеи, которая объединяла бы всех. А тогда она была – идея строительства коммунизма. Эти ребята верили в неё, и стремились воплотить в реальность.

Мы со студентами говорили об этом, читали различные произведения советской литературы, чтобы проникнуться атмосферой того времени. И постепенно они стали понимать, в каком направлении двигаться. Мощь чувств наших героев, в хорошем смысле остервенелость, должны были прочувствовать и мы.

Некоторые эпизоды повести не вошли в инсценировку. Например, дом Вики Люберецкой и её отца. С чем это связано?

– Просто-напросто актёра на роль отца не нашлось. Пришлось ведь даже артиста нашего театра Алексея Колчева попросить сыграть роль директора школы, потому что курс маленький, мальчиков просто нет. Там многих персонажей нет: родителей Зины, отца Вики, некоторых ребят из класса...

– Есть принципиальные отличия в том, когда спектакль ставят с профессионалами, и когда в нём заняты новички в театральном деле?

– Мне сложно сравнивать, так как в качестве режиссёра не приходилось работать с артистами-профессионалами. Но я могу сказать, что со стороны ребят чувствовалась серьёзная поддержка, и они сами многое предлагали по постановке. Опять же, это показатель того, что им было интересно, что они неравнодушны к материалу, в котором работают.

С точки зрения профессиональных навыков – в ходе обучения они осваивали какие-либо технические умения. Я им говорил перед каждым спектаклем: ребята, вы сейчас только начинающие артисты, не совсем владеете ремеслом, поэтому ваш козырь – это горящие глаза, энтузиазм, импульсивность, эмоциональность, задор, порыв молодёжный, настоящий. Вот если все это будет, то зритель заинтересуется, потому что он нуждается в обмене энергией. С этой точки зрения было интересно, очень интересно работать с ребятами.

– Какие ещё спектакли Вы поставили со студентами БГИИК?

– У нас всего четыре дипломных спектакля. Два поставила Оксана Анатольевна Бгавина – «Воспитанница» по пьесе А. Островского и «Играем Эрдмана!» по произведениям Николая Эрдмана. И два спектакля моих – «Завтра была война» и «Двое в темноте» – современная пьеса М. Бартенева и А. Слаповского.

– Чем для Вас интересна профессия театрального педагога?

– Я никогда не думал, что стану преподавателем. Хотя я не считаю себя педагогом, потому что все-таки это отдельная профессия, которая очень трудна. Ты должен дать знания людям, и я всегда в таких случаях задаюсь вопросами: «А имеешь ли ты право на это? А достаточно ли ты оснащен этими же знаниями, чтобы дать их или говорить о чём-либо?»

Но всё-таки у меня имеется актерский и жизненный опыт, которым я могу поделиться со студентами! Главное, делать это деликатно, не навязывая собственную точку зрения, жизненных принципов. Я никогда не забуду фразу профессора, у которого обучался: «Понимаете, ребята, вы все сюда пришли из школы – в школе вас учат, вам знания дают и заставляют их брать. Когда же вы приходите в институт, – всё, вас здесь никто учить не будет. Моя задача – научить вас брать знания, заинтересовать».

Вот и моя задача была именно в том, чтобы заинтересовать ребят. А в процессе обучения, когда я видел их интерес, тоже учился и получал энергию от них.

Поэтому сегодня, думая о преподавательской работе, я понимаю, что мне хотелось бы снова испытать чувства, которые рождаются в общении и совместной работе со студентами над спектаклем. 

Специально для сайта БГАДТ имени М.С. Щепкина,
фото из личного архива А.Ю. Зотова. 

11.07.2017, 1698 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru