Пресса

Земля любви вместо «срока дожития»

Пьесу «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович, молодого драматурга из Екатеринбурга, поставил Станислав Мальцев, главный режиссер Уссурийского театра драмы. Это второй его спектакль на белгородской сцене. Началом успешного сотрудничества стала комедия «Любовь и голуби», премьера прошлого сезона.

Опасный возраст

Новая постановка щепкинцев – о «Ромео и Джульетте» нашего времени. Только в отличие от трагедии Шекспира, в этой истории влюбленным – за семьдесят, а дети и родители меняются местами.

К сожалению, в российском обществе сложился ложный стереотип: в пенсионном возрасте не подобает думать о радостях жизни. И даже термин появился – «срок дожития»!

Спектакль «Земля Эльзы» – о праве человека любить и быть счастливым, невзирая на возраст. События неспешно разворачиваются в глухом сибирском селе. На сцене – унылые деревянные декорации (художник – Марина Шепорнёва). Из темноты, как из небытия, возникает хор Дома культуры. Женщины поют «Песню о любви», и сердце сжимается от грусти и безысходности.

Главную героиню играет народная артистка РФ Марина Русакова. Роль психологически сложная, на полутонах. Эльза – типаж, который впервые появляется на российской сцене: высокая, худощавая, красивая женщина 76 лет, не похожая на односельчанок. Русская немка из Поволжья, она прожила жизнь, полную лишений: арест отца, детский дом, война, депортация в Сибирь, муж-насильник… В ее незащищенности есть что-то от Бланш из «Трамвая «Желание» Теннеси Уильямса, одного из любимых драматургов Ярославы Пулинович.

Василий Игнатьевич в исполнении заслуженного артиста РФ Ивана Кириллова – обаятельный, добрый, надежный. Актеру веришь: и в 72 можно быть Принцем из сказки. У героя своя драма: по воле родителей прожил жизнь с нелюбимой. Учитель географии, он знает всё о странах и континентах, но нигде дальше соседней области не был. А теперь и школу пришлось оставить: попросили освободить место для молодых.

Монологи-исповеди героев выходят за рамки частных историй – из них складывается картина времени, портрет поколения.

Два овдовевших человека случайно встречаются и понимают, что им хорошо вместе. Этому неожиданно нахлынувшему ощущению счастья так созвучны кадры из кинофильма «Большой вальс». Видеоряд – удачный режиссерский ход. Две мелодии в спектакле – «На тот большак…» и «Сказки Венского леса» Штрауса – как две грани жизни: печаль и счастье.

Дефицит милосердия

Вот только окружающие поздней любви героев не одобряют. Завистливые «подруги», Зинаида (Надежда Пахоменко) и Таисия (Анна Краснопольская), стараются побольнее ужалить Эльзу.

А дети готовы на все, чтобы разлучить влюбленных. Жёсткие, расчетливые, они не упустят из цепких рук родительскую недвижимость. Юлия Волкова создает малопривлекательный образдочери Эльзы, Ольги. Перед нами – медицинский работник, убивающий своим бездушием. В ход идет угроза сдать мать в «дурку», и это заставляет зрителей вспомнить о карательной психиатрии.

Не в лучшем свете предстают в спектакле и сын Василия Игнатьевича Виктор (Дмитрий Евграфов), невестка Изабелла (Эвелина Ткачева), первый выход которой напоминает появление топ-модели на подиуме.

Не стоит думать, что у каждого из них – «своя правда». Это – логика и аргументы закоренелых эгоистов.

В обществе – дефицит милосердия. Неспособность слушать и слышать ближнего, чувствовать его боль – неутешительный диагноз. На такие невеселые мысли наводит спектакль.

В постановке есть место и слезам, и юмору. Правда, не обошлось без излишеств. Так, сцены с продавщицей сельмага и ее ухажёрами зрелищны, но все же далеки от замысла драматурга.

У этой пронзительной истории – неоднозначный финал. Трагический – если смотреть на всё без иллюзий. Но он может быть и другим – счастливым. Спектакль оставляет надежду.

Элла САРКИСЬЯНЦ,
Фото Георгия САРКИСЬЯНЦА.

«Аргументы и факты. Белгород», 29 марта 2017 г.

06.04.2017, 1221 просмотр.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru