Пресса

Сотворить сцену

27 марта отмечается Международный день театра. О том, как создается спектакль, сегодня рассказывает главный художник БГАДТ им.М.С.Щепкина Марина ШЕПОРНЁВА.

Образ спектакля

- Марина Евгеньевна, как вам приходит идея того, что потом воплощается на сцене?

- Конечно, прежде всего, когда читаешь пьесу, нужно определить стиль, образ спектакля. Но не стиль той или иной эпохи, а некий пластический ритм, который будет присущ именно этому конкретному спектаклю. Представить себе тот отрезок жизни, о котором говорится в пьесе, его время и место. Порой сначала недоумеваешь – как все это сделать технически? Режиссер-то ставит свою задачу. Бывает, он четко видит, что ему нужно на сцене, - и художник, руководствуясь его указанием, делает эскизы, макеты. А бывает, режиссер говорит: ты как хочешь, так и делай, и тут художнику - полная свобода, что с одной стороны хорошо, но мне в этом случае бывает иногда сложно унять полет фантазии – можно ведь такого нафантазировать, что никаких денег не хватит, чтобы это поставить.

Вот, например, спектакль «Сыновья моих братьев» - там все приходит в одном месте, и я сразу решила, что должна быть видеопроекция, а значит, для неё нужна поверхность. Но она должна быть зыбкой, чтобы был эффект потустороннего мира, жизни, смерти и их пересечения. И при этом надо было сделать так, чтобы актеры могли в это видео входить-выходить, а зритель не уловил бы каких-то технических сложностей. Я много думала - а если ты постоянно в поиске, то любая мелочь может натолкнуть на большую идею. Я стояла в нашем швейном цехе и перебирала в руках лоскуты тканей, и тут увидела кусочек эластичной прозрачной сетки – и пришла идея натянуть две такие сетки и прорезать в них отверстия. Я предложила эту идею режиссеру, она говорит: «Давай, рискуй, я такого еще не делала». И все получилось, сетка хорошо приняла на себя видео и выдержала все актерские движения.

СЫНОВЬЯ МОИХ БРАТЬЕВ

Сейчас этот спектакль поедет на фестиваль в Липецк, нас пригласили в Сербию. Автор пьесы Синиша Ковачевич, приехав на премьеру спектакля в Белгород, рассказал, что это уже 25-я постановка, но он никогда не думал, что мистический мир можно создать таким вот интересным образом.

- Вы всегда сами рисуете эскизы к спектаклям?

- Если я являюсь художником-постановщиком, то да, сама. Важно четко определиться с общей концепцией. Ведь все понимают, что оформление в театре условное, но время все равно должно читаться. Так что приходится вести еще и огромную исследовательскую работу. Вот, например, у нас была военная пьеса «Соловьиная ночь» - костюмы там достоверны. Конечно, не музейные, но там даже медали у актеров настоящие – так случилось, что ветераны подарили их театру. И актерам это придавало совсем другой настрой. Или та же сербская драма - для меня это было целое культурологическое исследование.

- Там же у героев сложные костюмы разных эпох?

- Еще раз скажу - если очень нужно, судьба всегда помогает: как раз в момент работы над этой пьесой у меня одна подруга поехала в Черногорию, а другая была в Сербии, и я им дала задание – найти образцы обмундирования. И они мне привезли, например, сербскую пилотку с кокардой. А Виктория Ряпухина, переводчик этой пьесы на русский язык, вообще сходила в музей и сфотографировала реальную форму сербских солдат двух мировых войн, чем оказала мне просто неоценимую помощь. И получилось – костюмы вроде бы и условны, фантазийны, – а силуэт остается достоверным.

Большие пространства

- Как сложилось, что вы выбрали такую профессию?

А у меня с детства была склонность к рисованию, несмотря на то, что профессиональных художников в семье не было. Родители мои – инженеры- горняки, работали сначала на Североуральском руднике, потом в Казахстане, в городе Рудном. Там я и училась в художественной студии, потом в Челябинске получила профессию художника-оформителя, уже позже. В Белгороде закончила институт культуры по специальности «Декоративно-прикладное искусство».

В Белгород наша семья переехала в 1985 году, отец был назначен главным энергетиком Яковлевского рудника. Я работала в коллективе производственного объединения «Сокол», в бюро эстетики, вместе с замечательными мастерами. Тогда работа оформительских бюро делалась строго по утвержденным эскизам, это, в общем-то, дисциплинировало и приучало уважать труд коллег. Очень много было шрифтовых работ и живописных панно больших размеров, что, опять же, пригодилось в дальнейшем - именно оттуда у меня осталась эта небоязнь больших пространств.

Время было перестроечное, сложное, была какая- то неуёмность, тяготение к собственному творчеству - и однажды я узнала, что в театр требуется художник-декоратор. Так я начался мой длинный путь в профессию художника-постановщика.

- Сложно работать с приглашенными режиссерами?

- Конечно, сложно, особенно если они далеко. Наши режиссеры - Виталий Бгавин, Игорь Ткачев – они рядом, с ними всегда можно посоветоваться, и хотя сейчас век интернета, можно и по скайпу поговорить – но мне нужно именно живое общение. Театр ведь – это искусство коллективное, в создании спектакля участвуют многие мастера различных искусств - художники, осветители, музыкальные работники, модельеры– тут симфония всех искусств, в которой ведущее место, несомненно, принадлежит актерскому искусству.

Есть много каких-то мелочей, о которых не знает зритель, но от них многое зависит. Вот сейчас мы говорим спектакль «Кентервильское приведение» - там у актеров очень богатые костюмы, но по замыслу они все должны быть ветхие. И мы взяли простую холстину, нашили на нее серебряную отделку – из зала она смотрится как ветхая парча. У нас прекрасные мастера и в швейном, и в столярном цехе, замечательный бутафор. Каждый делает свою работу на совесть - и спектакль получает отклик в душе людей.

- Насколько, на ваш взгляд, взаимосвязано то, что происходит на сцене и в жизни?

- Если зритель идет в театр, смотрит, аплодирует стоя – ведь в театре постоянные аншлаги, - значит, то, что мы делаем, нужно и созвучно людям. За годы театр как бы сам воспитал себе публику – это и хорошие режиссеры, и хорошие художники, у которых было чему поучиться. Белгородцам мало что говорило имя Эдуарда Кочергина, а в театральных кругах это учитель учителей, и пригласить его, вырвать из его бешеного графика в Санкт-Петербурге, – это ведь надо суметь! Тут надо отдать дань уважения нашему директору Виталию Слободчуку, который годами, десятилетиями создавал имя нашему театру не только в среде белгородских зрителей, а по всей России.

- Вы ставили много сказок – а есть любимая?

- Я очень люблю сказку «По зеленым холмам океана» - там у нас создалась такая милая обстановка, очень трогательный спектакль, дети от него в восторге. Люблю первую сказку, которую поставила самостоятельно как художник-постановщик, – «Жила-была сыроежка» - она шла лет пять, потом ее списали, поскольку все дети Белгорода и области ее уже посмотрели, а сейчас восстановили, поскольку подросло уже другое поколение.

Театральный вкус воспитывается с детства - и для детей всё надо делать даже лучше, чем для взрослых. Я помню, как моя дочка, когда была маленькой, смотрела спектакль про котиков - и она до сих пор помнит, в какое платье была одета кошечка, какой у нее был бантик…

- Кстати, о котах – почему у них в спектакле «Зимы не будет» нет хвостов?

- Если бы были хвосты – это была бы сказка. А этот спектакль – притча. Он создан вроде бы в молодежной эстетике - звучит рэп, очень пластично двигаются молодые актеры – но и люди более старшего возраста им проникаются. Это, конечно, режиссерская удача Игоря Ткачева, ну и моя как художника. В ходе спектакля забываешь, что это коты, видишь в них компанию подростков, брошенных, обиженных, никому не нужных, у которых судьба – как у этой бабушки – хоть как-то выжить в этом мире. И эти коты поднимают совсем не кошачьи, а вполне человеческие проблемы – одиночества, верности, любви.

Беседовала Татьяна ЧЕРНЫХ,
«Аргументы и факты-Белгород», 23 марта 2016 г.

ДОСЬЕ

Марина ШЕПОРНЁВА родилась в 1964 году в Североуральске. В БГАДТ им.М.С.Щепкина работает с  1993 года, с 2004 года – сценограф театра, сейчас - главный художник. В качестве художника по костюмам и художника-постановщика создала около 40 спектаклей. Член Союза художников РФ, Союза театральных деятелей РФ, Российского авторского общества.

24.03.2016, 1724 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru