Пресса

Борис Морозов: Поколению сорокалетних — с любовью и грустью (интервью перед премьерой

16 сентября в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоится премьера спектакля «Одноклассники» по пьесе Юрия Полякова. Поставил спектакль народный артист России, главный режиссёр Центрального академического театра Российской армии Борис Морозов, с которым по окончании репетиций встретился и побеседовал театральный обозреватель «Смены».

- Борис Афанасьевич, Вы пятый раз ставите спектакль в белгородском театре и впервые взяли для постановки пьесу не классического репертуара, а современную. Чем вызвано решение ставить именно «Одноклассников», ведь обговаривались и другие варианты?

- Да... И замечу, что впервые это не оригинальная постановка, а второе моё обращение к пьесе Юрия Полякова. Я не называю это переносом спектакля (хотя, конечно, общий режиссёрский рисунок сохраняется), потому что белгородская версия всё же отличается от московской. В данной ситуации было очень интересно поработать с артистами БГАДТ над уже знакомым для меня материалом. Во-первых, мне очень нравится пьеса «Одноклассники». Во-вторых, серьёзная современная драматургия предполагает присоединение роли к личности артиста, и режиссёр должен идти от его индивидуальности, характера, человеческой уникальности. Если это происходит, если тема пьесы играется не как посторонняя история, но как своя, очень личная, только тогда наша работа имеет смысл и может найти отклик у зрителя.

А поиски нового материала для совместного сотрудничества с белгородским театром, действительно, были трудными и долгими... Но должен сказать, что идея постановки «Одноклассников» не возникла как-то вдруг, это название тоже присутствовало в наших обсуждениях, просто время корректировало мои планы и планы театра.

- Вы сказали, что вам очень нравится пьеса Полякова...

- Может, это прозвучит банально, но мне она нравится прежде всего своей глубиной, глубиной размышлений о судьбе поколения сорокалетних. Сорок лет — это тот замечательный возраст, когда уже есть большой опыт, но ещё есть и будущее. И в пьесе очень точно показано это время предварительных итогов, когда ты можешь оценить свой путь и посмотреть на судьбы дорогих тебе людей, с которыми вы вместе стартовали в жизни. Размышления о времени, о поколении, о личности и вопрос выбора — как дальше жить, возможно ли исправить прежние ошибки, чтобы жизнь твоя имела смысл? - показались мне очень интересными и глубокими.

Эту пьесу можно прочесть по-разному. Например, как лёгкую, стремительную комедию... Но в ней есть одна удивительная штука — постоянное обращение героев к воину-афганцу, к тому парню, который остался таким же нравственно чистым, каким был и двадцать лет назад. Для всех остальных через него, прикованного к инвалидной коляске, словно осуществляется связь с Богом, со своей судьбой, своей совестью. И поэтому пьеса вырастает в нечто большее, чем комедия или мелодрама — скорее, она напоминает притчу...

Ещё мне видится интересным в этой пьесе то, что она позволяет актёрам существовать в разных жанрах: от водевиля до почти трагических моментов проживания событий. И это путешествие внутри пьесы, а значит, и внутри спектакля, внутри роли в самом разном жанровом ощущении (а это есть ощущение жизни и себя в ней) мне кажется очень важным и нужным.

- Когда мы с однокурсницами смотрели спектакль ЦАТРА на щепкинском фестивале, узнавали себя и своих друзей в героях «Одноклассников»... Спасибо Вам и автору пьесы Юрию Полякову за этот очень точный портрет! А что Вы думаете о поколении сорокалетних, как оцениваете его?

- Мне видится это поколение брошенным на выживание. Оно несёт на себе отпечаток трагизма безумного времени, времени, когда были утрачены или перевёрнуты с ног на голову нравственные ценности. Не потерять себя как личность, как человека, выбрать правильный путь поколению нынешних сорокалетних было не просто. Поэтому моё отношение к героям спектакля и к тем, кто послужил их прототипами, - это отношение любви и грусти.

- Как был принят столичной критикой и столичной публикой Ваш спектакль в Театре армии?

- Я никогда не задумывался о том, что скажет о моём новом спектакле критика. Юрий Поляков однажды очень точно определил существо Театра Российской армии, сказав, что наш театр в отличие от других столичных ставит не фестивальные спектакли, а социальные. То есть мы стараемся не бежать за конкурсами и премиями, но сохранить разговор со зрителями о жизни.

«Одноклассники» идут в Москве уже три сезона при аншлагах. У нас существуют очень тесные, давние связи с ветеранами афганской войны — ведь театр дважды ездил к советским воинам в Афганистан и даже выступал на передовых. Мне рассказывала Алина Станиславовна Покровская (она играет в нашем спектакле роль матери Вани Костромитина), что они во время концертов слышали свист пуль!

Так вот... Мы играли спектакль «Одноклассники» перед инвалидами той войны и не просто инвалидами, а колясочниками. Вы не представляете, как мы волновались! Мы не знали, как они отреагируют, мы не знали, что произойдёт в тот момент, когда мать вывезет Ванечку в коляске. И когда в конце спектакля произошло (поверьте мне, это было так!) братание зрителей и артистов, когда я видел инвалидов-афганцев, со слезами на глазах обнимавших артистов Николая Козака, игравшего Чермета, и Вадима Пожарского, исполнителя роли Ивана Костромитина, когда зрители просили Колю Лазарева (он играет в нашем спектакле батюшку) взять гитару и спеть «Пока горит свеча», а потом пели вместе с ним... — для меня это высшая рецензия! Это даже не факт театра, это факт жизни. И я понимаю, что именно ради таких моментов надо жить и работать.

- В спектакле ЦАТРА Вам с артистами удалось создать яркие, узнаваемые образы. И, конечно же, зрители, которые видели московских «Одноклассников», очень переживали: произойдёт ли в белгородской версии такое же совпадение актёрских индивидуальностей с характерами героев...

- Я ставлю пятый спектакль в БГАДТ, и начался мой путь здесь с очень высокой планки - «Горе от ума». Как в старину говорили: хочешь проверить качество труппы, прикинь — распределяется ли на неё «Горе от ума». Если да, то значит, труппа собрана и организована правильно. И дальнейшие мои спектакли в Белгороде - "Лес" А. Островского, "Заворожённое семейство" Л. Толстого, "Вишнёвый сад" А. Чехова - подтверждали высокий уровень актёрского состава.

Конечно, меня очень волновал вопрос: удастся ли актёрам присвоить боль своих героев, искренне и честно рассказать о ней зрителям? Вообще, я не сторонник говорить что-либо до премьеры, но мне нравится, как работают артисты, в каком направлении они идут... А роли в спектакле, считаю, распределились просто потрясающе — даже не знаю, в каком лучше: московском или белгородском! Я с хорошим, тёплым чувством завершаю работу над «Одноклассниками» в Белгороде.

- Как обстоят дела в Театре армии, над чем сейчас работаете?

- Мы сейчас переживаем очень непростой период — у нас происходит мощная реорганизация. Приказом министра обороны мы переведены в статус казённого учреждения. Но театр живёт, работает для своего зрителя. В прошлом сезоне мы побывали на двух фестивалях, выпустили три спектакля: «Госпожа министерша», «Элинор и её мужчины» с Людмилой Чурсиной в главной роли, «Приключения бравого солдата Швейка»; восстановили очень важный для театра спектакль «Севастопольский марш». По-прежнему участвуем в военно-шефской работе, в сентябре планируется показ спектакля «Одноклассники» в воинских частях, где нас всегда ждут и принимают с невероятной зрительской благодарностью.

Беседовала Наталья ПОЧЕРНИНА.

P.S. Остаётся добавить, что соавтором Бориса Морозова в спектакле «Одноклассники» выступил художник-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Михаил Смирнов. В ролях заняты: народная артистка России Марина Русакова (Евгения Петровна Костромитина), заслуженная артистка России Оксана Бгавина (Светлана Погожева), артисты Надежда Пахоменко (Евгения Петровна Костромитина), Эвелина Ткачёва (Анна Фаликова), Дмитрий Гарнов (Виктор Черметов), Дмитрий Евграфов (Михаил Тяблов), Андрей Зотов (Иван Костромитин), Андрей Манохин (Фёдор Строчков), Игорь Нарожный (Борис Липовецкий) и другие. До встречи на премьере!

Газета "Смена", 15 сентября 2012 г.

лес14.09.2012, 1449 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru