Пресса

Интервью перед премьерой: "Портрет"

 Урсула Макарова:
Белгородский театр – моя первая любовь…
 
3 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоится премьера спектакля «Портрет» по пьесе петербургских драматургов Ирины и Леонида Ворон «Наш дом». Это история из сегодняшней жизни, которая происходит в старой петербургской квартире. В ней все смешалось – смешное и грустное, разные ценности и разные «системы дыхания» разных поколений… Но есть вечные ценности и традиции, - считают авторы спектакля, - и только они могут противостоять жестокости и хаосу современной нам жизни.

Поставила спектакль «Портрет» режиссёр Урсула Макарова, знакомая белгородским зрителям по предыдущим работам в БГАДТ: «Жан и Беатриса» и «Антигона». Накануне премьеры с ней встретился и побеседовал театральный обозреватель «Смены».

- Урсула, Вы ставите уже третий спектакль на щепкинской сцене. Похоже, она для Вас стала уже родной…

- Для меня БГАДТ – не просто театр с которым я сотрудничаю. Это особенное место – театр моего дипломного спектакля «Жан и Беатриса», который идёт в репертуаре и по сей день. А это, как первая любовь, не забывается никогда. Я всегда жду продолжения сотрудничества с белгородским театром и приезжаю сюда, как к себе домой. Настолько это место родное, теплое и любимое!

- На этот раз Вы обратились к современной отечественной драматургии. Чем привлекла Вас пьеса «Над дом», по которой поставлен спектакль?

- Ещё когда я работала над спектаклем «Жан и Беатриса», оставила в театре эту пьесу для прочтения: может быть, когда-нибудь… Прошло время. И мы с руководством БГАДТ решили вспомнить об этом литературном материале. Пьесу «Наш дом» я уже ставила в Рязанском театре драмы девять лет назад. Но с тех пор многое изменилось: во-первых, само время, во-вторых, моё отношение к пьесе, её событиям и героям.

В творчестве Ирины и Леонида Ворон есть одна особенность, которая мне очень импонирует: в их пьесах, которые написаны на современные сюжеты, присутствует запах хорошей драматургии, несмотря на то, что они, в общем-то, просты и доступны каждому зрителю. И мне очень хотелось в этот раз предложить нечто иное, отличное от «Жана и Беатрисы», от «Антигоны», поработать с артистами совсем в другом жанре - мелодраме с комедийными элементами, в реалиях современной нам жизни… Я думаю, и зрителям это будет интересно. У меня в Белгороде сложился имидж серьёзного и печального режиссёра. Это во мне есть, но не только это!

- Вы упомянули о том, со времени первой постановки пьесы Ваше отношение к ней изменилось… Значит, белгородская версия спектакля будет отличаться от рязанской?

- От рязанской версии не осталось ничего. Я против того, чтобы делать повторы спектаклей. Не говорю, что это плохо – многие режиссёры переносят свои работы на другие сцены с точностью до деталей. И это их право. Я работаю по-другому: даже если беру тот же драматургический материал – сценически решаю его совсем иначе.

К тому же в Рязанском театре драмы «Наш дом» был бенефисным спектаклем актрисы Зои Васильевны Беловой. Это очень известный и уважаемый человек в нашем городе – народная артистка России, почётный гражданин Рязани, мама известной артистки Ирины Розановой… когда я ставила этот спектакль, Зоя Васильевна была в довольно почтенном возрасте, это, разумеется, повлияло на режиссёрское решение. В белгородском же спектакле роль Серафимы Сергеевны исполняет заслуженная артистка России Ирина Драпкина и её актерская, женская и человеческая индивидуальность диктует нашей работе совсем иные краски!

- Тем более, что Ирина Залмановна так же, как и её героиня, петербурженка!

- Работать с Ириной Залмановной – для меня какое-то незаслуженное счастье! На меня она производит впечатление магическое, завораживающее. Вчера мы с ней делали монолог об умершем муже Серафимы Сергеевны: мне нужно было посмотреть, как он сочетается с музыкой, всё ли мизансценически правильно я придумала… Поэтому я попросила актрису просто пройти эту сцену, без включения эмоций… Обычно, если артистов просишь это сделать, они так проходят сцену – формально. Но когда Ирина Залмановна стала произносить монолог героини – я не смогла сдержать слёз. Она сама придумала его решение, которое мы не обговаривали, - через руки. Совершенно невероятные, удивительной красоты, летающие, поющие руки Ирины Драпкиной! У меня было полное ощущение, что под конец этого монолога актриса действительно взлетит!

То есть у Ирины Залмановны не может быть в работе ни единого момента, когда она не включена эмоционально, у неё не бывает такого, чтобы она отвлеклась… Она всегда на месте. Всегда в ровном настроении. Нет света – будет работать без света, нет звука – будет работать без звука, холодно на сцене – не беда, наденет три кофты… Феноменальная женщина и актриса!

Ну и, конечно, Петербург – родной город Ирины Залмановны. Когда Серафима Сергеевна говорит: «Я шла с небольшим чемоданчиком по Невскому…», - ты чувствуешь, насколько этот текст присвоен Ириной Драпкиной, как в этом проецируется личность самой актрисы, происходит её сращение с персонажем. Она очень тонко чувствует дух города, в котором происходят события спектакля. И очень бережно, с трепетным вниманием к мельчайшим деталям его поддерживает.

- В спектакле заняты артисты, с которыми Вы уже работали в «Антигоне» (это Андрей Зотов и Михаил Новичихин), и те, с кем прежде не встречались – Юлия Волкова, Анна Лего, Александр Белояров…

- Мне очень интересно было работать с ними. Анна Лего и Александр Белояров, мне кажется, очень перспективны как актерский дуэт. Они очень разные на сцене и в жизни, и это рождает интересные моменты в их актерском взаимодействии. Саша очень скрупулёзно, вдумчиво подходит к работе, нацелен на достижение задачи, которую ставит режиссёр. Для Анны, я надеюсь, роль в спектакле «Портрет» будет чем-то новым в её судьбе. До сих пор она играла не слишком женственных героинь, а мне хотелось раскрыть в ней привлекательную, манкую, темпераментную девушку, открытую в выражении своих чувств. Ведь её героиня Сильвия – наполовину итальянка! И очень приятным было знакомство с Юлией Волковой – это прекрасная актриса, с огромным диапазоном, красивым голосом, чуткостью к партнёру, умением вовремя поддержать его или отойти в тень. У неё, пожалуй, самая трудная роль в спектакле – ведь её героиня Татьяна вызывает неоднозначные чувства…

- Благодаря работе над спектаклем «Портрет» состоялось Ваше знакомство и с художником Андреем Климовым…

- Это ещё один подарок от белгородского театра! Редко встречаешь человека, которого так быстро понимаешь, и который так быстро понимает тебя. Андрей – потрясающий профессионал. Он в своём ремесле плавает даже не как рыба в воде – он рыбе может дать мастер-класс!

Он придумал удивительную декорацию – аскетичную, лишённую обилия деталей, но очень точную и выразительную. Интересна его находка – «убежище» Серафимы Сергеевны. Это такая сетчатая кабинка, в которой находится кресло героини, какой-то реквизит. Другие персонажи смотрят сквозь неё, не замечая присутствия Серафимы Сергеевны… Ещё одна задумка Андрея, которую мы воплотили в спектакле, это семейный фотоальбом. Но листать его актеры не будут – фотографии проецируются на супер-занавесе. Кстати, этот приём позволяет зрителю заглянуть за рамки сценической истории, узнать, как будут развиваться события и отношения героев дальше…

- Над чем Вы работаете в других театрах?

- У меня этот сезон сверхурожайный. В октябре в Курганском театре драмы выпустила спектакль «Ужин дураков» Ф. Вебера, получила колоссальное удовольствие от работы с местными актерами: я впервые ставила в Сибири. После работала над новогодней сказкой в Международном драматическом театре имени А.П. Чехова в Южно-Сахалинске. И должна сказать, что я не согласна с Антоном Павловичем, писавшем, что Сахалин есть место невыносимых страданий для всякого человека, вольного и подневольного! Мне там очень понравилось: молодая труппа, интересное театральное движение – гастроли, фестивали, творческие лаборатории, мастер-классы…

Через три недели после выпуска спектакля в БГАДТ я начинаю работу над пьесой, которую можно назвать «подподушечной». О таких один мой сокурсник говорит, что пьесы, которые лежат у режиссёра под подушкой, никогда не должны воплощаться в реальности. Но одну из них я уже поставила – это «Антигона» Ж. Ануя. Теперь приступаю к другой заветной пьесе – «Приключения Марины Цветаевой», которую буду ставить в Русском драматическом театре Саранска…

Беседовала Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета "Смена", 29 февраля 2012 г.

29.02.2012, 1082 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru