Пресса

БГАДТ взошёл на «Театральный Олимп» (фестивальные заметки)

С 21 по 28 июня в Сочи впервые проходил Федеральный фестиваль «Театральный Олимп». В его программе принял участие Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина.

Панорама событий театрального года

15«Театральный Олимп» только начинает свою историю. Фестиваль стал своего рода панорамой главных событий прошедшего театрального года. К участию в его программе были приглашены театры со спектаклями, получившими высокие государственные награды, отмеченными призами международных или национальных фестивалей, оказавшимися в центре внимания театральной общественности и зрителей в прошедшем году. Это - «Пиковая дама» Краснодарского музыкального театра, «У войны не женское лицо» Волгоградского молодежного театра, «Фрегат «Паллада» Ульяновского областного драматического театра имени И.А. Гончарова, «Калека с Инишмана» Пермского театра «У моста», «Шинель» Омского государственного музыкального театра, «Собаки-якудза» Красноярского театра юного зрителя, «Забайкалье – сокровищница веков» корпоративного проекта профессиональных театров и фольклорных коллективов Забайкальского края. И среди них - спектакль «Заворожённое семейство» БГАДТ имени М.С. Щепкина, получивший в 2010 году главный приз Всероссийского театрального форума – фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» во Владимире – хрустальную «Шапку Мономаха». Однако, как отметила автор проекта и генеральный продюсер фестиваля, генеральный директор ТКЦ «Театр-информ» и главный редактор газеты «Театральное дело» Ольга Сенаторова, на «Театральном Олимпе» побеждает не спектакль – побеждает театр как творческий организм. Поэтому на главный приз фестиваля мог претендовать коллектив, признанный лучшим по итогам сценических показов, состязаний по театральному менеджменту и зрительского голосования.

Мы – щепкинцы!

Одним из пунктов обязательной программы для каждого коллектива -участника фестиваля была конкурсная презентация, в которой два состава жюри (в них вошли признанные авторитеты в области теории и практики театра) оценивали художественно-творческое направление и уровень менеджмента театра. - Творчество первично, - объяснила систему критериев фестивального конкурса Ольга Сенаторова. – Но при этом птица с двумя крыльями может подняться на высоту только со всеми составляющими. И менеджмент в театре сегодня очень важен. Это умение работать и со зрителем, и с властью, и со средствами массовой информации. Надо сказать, что некоторые коллективы ограничились лишь выступлениями художественных руководителей, рассказывавших о своих достижениях и проблемах, отвечавших на вопросы аудитории. БГАДТ имени М.С. Щепкина подошёл к презентации основательно и творчески. Сухие цифры нашли свое отражение в папке документов для жюри, а вот театрализованно-костюмированное представление по сценарию руководителя литературно-драматургической части БГАДТ Людмилы Кондратьевой живо и ярко представило наше Белогорье, его историю, истоки профессионального театрального искусства на Белгородчине и сегодняшний день Белгородской «драмы» - с её творческими успехами, фестивальными и гастрольными маршрутами, именами мэтров отечественной режиссуры и сценографии, сотрудничающих с щепкинцами… О месте театра в общественной жизни Белгородчины говорил в своем выступлении на презентации депутат областной думы Юрий Селиверстов: - Наряду с КМА и Прохоровским полем Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина является визитной карточкой нашего региона. Аншлаги на каждом спектакле, гастроли по области и в городах России, участие в престижных фестивалях, проведение фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину», - всё это свидетельствует о том, что театр развивается. В молодёжной среде Белгорода считается модным ходить в театр, зрители обсуждают спектакли, актерские работы. Значит, у театра есть будущее! И произошло это потому, что театр верен традициям, уходящим вглубь истории русского театра; потому что главным лицом в театре является актёр, для профессионального роста которого важно работать с режиссёрами разных школ; потому что зритель у нас воспитывается в любви к театру, начиная с детского сада; потому что во главе коллектива стоит уникальный человек, своими жизнью и трудом построивший современный театр, - Виктор Иванович Слободчук. В ответах на вопросы аудитории Юрий Селивёрстов и художественный руководитель БГАДТ Виктор Слободчук рассказали о том, что в области ежегодно присуждаются Щепкинские премии за лучшие актёрские работы сезона, об обеспечении артистов театра жильём, о системе надбавок к их заработной плате... Члены театральных делегаций из других регионов страны признавались, что они воспринимают всё это как фантастику и по-доброму завидуют белгородским коллегам, а опыт взаимоотношений театра и власти на Белгородчине стал предметом интервью Юрия Селивёрстова газете «Театральное дело».

«Заворожённое семейство» в Зимнем

Первый фестивальный экзамен щепкинцы выдержали с честью. «Белгородский театр показал всем, как нужно делать презентацию», - говорили в кулуарах участники «Театрального Олимпа». О достоинстве нашего коллектива говорила и развёрнутая в фойе Зимнего театра Сочи перед фестивальным показом выставка фоторабот Алексея Германа, запечатлевших фрагменты спектаклей из репертуара БГАДТ. Подтвердить уже заявленную высокую планку театра предстояло спектаклю «Заворожённое семейство». Это было непростое испытание. Масштаб зрительного зала Зимнего театра, конструктивные особенности сцены, акустика, мало подходящая для драматических представлений, заставили артистов корректировать мизансцены и нюансы исполнения прямо по ходу спектакля — выходить ближе к авансцене, усиливать голосовую подачу текста... Но очень русская комедия Льва Толстого в интерпретации режиссёра Бориса Морозова и щепкинской труппы не оставила публику равнодушной. В финале зал стоя аплодировал белгородским актёрам. - Безумно понравилась игра ваших актёров, - поделилась впечатлениями после спектакля сочинская зрительница Марина Кирданова. - Это было настолько искренне, что ты не мог им не поверить с самой первой минуты! После антракта мы пересели поближе, и когда увидели глаза актёров, которые плачут, страдают, улыбаются, - это было настоящее чудо. Понравилось сценографическое решение и режиссёрская находка, когда в окошках декорации появлялись лица героев спектакля. Вообще, я очень люблю русскую классику XIX века, и спектакль «Заворожённое семейство» мне показался невероятно современным. На фестивалях нередко происходят приятные знакомства и неожиданные встречи. Кто бы, например, мог представить, что заместитель начальника управления культуры Сочи Елена Машинистова является уроженкой Белгородчины! «В щепкинский театр я ходила, ещё будучи школьницей, - призналась Елена Викторовна. - И сегодня испытываю детскую радость от того, что встретилась со своими земляками. Хочу поблагодарить также всех тех, кто помогает театру. Ведь я прекрасно понимаю, насколько нелегко вывезти труппу на фестиваль в таком составе». Высокую оценку работе БГАДТ дали и профессионалы театра. Поблагодарив труппу после спектакля, Ольга Сенаторова сказала: «Зритель соскучился по настоящему, большому театру — чтобы в спектакле была хорошая драматургия, режиссура, сценография, костюмы, исполнение... Вам сегодня удалось завоевать сочинского зрителя. И это замечательно. Ведь фестиваль в первую очередь и направлен на то, чтобы в город-курорт пришёл настоящий профессиональный русский театр. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С.Щепкина — именно такой театр. Театр, который бережно хранит традиции и осознаёт свою великую миссию». Председатель жюри по художественно-творческим вопросам, доцент Российской академии театрального искусства Юлия Большакова отметила, что после завершения спектакля у неё возникло желание увидеть белгородских актёров и в других работах: «Эти артисты умеют быть и сочными, и тонкими одновременно, и нести очень много нюансов в своём исполнении. Это достояние театра, которое нужно беречь и хранить».

Из Сочи — с наградами

Программа фестиваля «Театральный Олимп» отличалась большой насыщенностью: помимо презентаций театров и показов спектаклей проходили встречи постановочных групп со зрителями, публичные лекции для сочинской молодёжи, олимп-лекции для руководителей театров по различным вопросам организации театрального дела, представление новых творческих проектов, заседания за «круглым столом»... Подведение итогов фестиваля состоялось в ночь с 28 на 29 июня. Окончательное решение далось членам жюри не просто — споры продолжались до шести часов утра. В итоге победителем фестиваля «Театральный Олимп» был признан Красноярский театр юного зрителя, представивший в конкурсной программе весьма не однозначный спектакль в стилистике «новой драмы» - «Собаки-якудза» Ю.Клавдиева. Ему вручен главный приз фестиваля — статуэтка в форме колонны Зимнего театра Сочи. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С.Щепкина награжден серебряным призом «Театрального Олимпа». Кроме того, театр награжден дипломом за высокую общественную значимость творческой и организационной деятельности, спектакль «Заворожённое семейство» - за открытие и сценическое воплощение пьесы Л.Н. Толстого в российском театре, а исполнитель роли Прибышева народный артист России Виталий Стариков отмечен жюри за артистизм в сценическом воплощении русского характера. Также белгородцам достался специальный приз Зимнего театра – фарфоровая ваза.

…БГАДТ имени М.С.Щепкина взошёл на «Театральный Олимп» по праву одного из лучших коллективов высокой русской театральной провинции. И пусть его поклонников не смущает тот факт, что главный приз уехал в другой город. На фестивале театральных событий минувшего года наш театр представлял Белгородчину с честью и достоинством. Поверьте мне как очевидцу...

Наталья ПОЧЕРНИНА.
Сочи — Белгород.Фото Алексея ГЕРМАНА.
Газета "Смена",
6.07.2011 год.

06.07.2011, 1325 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru