Пресса

Валентин Варецкий: Хочу, чтобы зрители не хохотали, а думали (Н. Гоголь. "Женитьба")

03-03-2009|Смена (газета, Белгород)

6 и 7 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоится премьера - "Женитьба" Н.В. Гоголя. Накануне с режиссёром-постановщиком спектакля Валентином Варецким встретился театральный обозреватель "Смены".
 
- Валентин Сергеевич, ваши спектакли "За двумя зайцами" и "Ханума" с большим успехом идут на сцене БГАДТ уже долгое время и отличаются остротой комедийной формы. А какой увидят белгородские зрители гоголевскую "Женитьбу" в вашем прочтении?

- У Гоголя жанр пьесы обозначен как "совершенно невероятное событие". И я думаю, что новый спектакль на сцене БГАДТ не вписывается в ряд предыдущих наших совместных работ. "Ханума" - это комедия-водевиль с национальными песнями и танцами, "За двумя зайцами" - комедия из мещанской жизни, а Гоголь... У него такое своебразное видение жизни, такой фантастический реализм!

"Женитьба" чем интересна? Гоголь затронул в ней такую тему, как интимная жизнь чиновничества. Может быть, люди, которые на службе встроены в определенные отношения, ограничены разными циркулярами, в частной жизни, в жизни их души и духа проявляются как-то по-другому, расслабляются? Ничего подобного! Они остаются такими же. Смотрите, Яичница забежал в перерыве на десять минут, чтобы быстренько жениться. Семнадцатый раз пробует жениться Жевакин. Словно штурмом крепость пытается взять невесту военный человек Анучкин. Люди придумали, что женитьба - это их спасение, их счастье, и как только она состоится, все их проблемы разрешатся сами собой. А на самом деле это всего лишь другие "предлагаемые обстоятельства".

И ещё. Гоголевские герои идут навстречу друг другу, они милы, обаятельны, но... Ничего не происходит! Они не умеют разговаривать простым человеческим языком, они мучатся комплексами по поводу своего положения в общественной или служебной иерархии, они зависимы от чужого мнения: а что скажут обо мне товарищи... И мне кажется, что одной из основных мыслей гоголевской пьесы является та, что жизнь в России не очень приспособлена для человеческого счастья. И сегодня, к сожалению, тоже. Нам все время что-то мешает ощутить радость бытия: то революции, то перестройки, то социализм, то капитализм... Люди теряются в механизме устройства жизни, они в чем-то смешны и жалки, но их попытка достичь счастья так нежна и так понятна! И им, как минимум, нужно сопереживать.

А вот как всё это склеить, сделать в спектакле? Гоголевское "совершенно невероятное событие" невероятно во всём. Вслушайтесь, как говорят герои: "По какому случаю изволили одолжить посещением?" или "Она такая, что генералу обиды не нанесёт". У Гоголя потрясающий, очень театральный язык, и когда эти слова складываются в некий калейдоскоп, возникает особый речевой мир. Если его правильно встроить внутрь персонажей и попытаться вместе с ними этот калейдоскоп сложить, получается удивительная картина. А сама интрига, которую закручивает Кочкарёв, она ведь тоже невероятна! Проблему вселения в человека нечистой силы Гоголь исследовал во многих произведениях, в том числе и в "Женитьбе" через образ Кочкарёва. Ведь всё, что он делает, ненормально по отношению к нормальным отношениям, нормам этики...

Исходя из специфики пьесы мне хотелось соблюсти в спектакле некое соотношение реальности и ирреальности, смеха и искреннего сочувствия героям, не пытаясь, конечно же, в одну "Женитьбу" вместить всего Гоголя. Насколько это удалось - не знаю. Для меня главное - точно донести обстоятельства этой пьесы, авторское отношение к ним и моё сегодняшнее режиссёрское понимание того, зачем всё это нужно. Если произойдёт именно так, я готов к тому, чтобы зрители не хохотали на спектакле, а серьезно и внимательно смотрели его.

- Как шла работа над образами персонажей пьесы? Похоже, многие любимцы белгородской публики предстанут в этом спектакле в неожиданном свете...

- В неожиданном? Не знаю... Мне-то кажется, что Виталий Бгавин, к примеру, со своей мощной внутренней энергетикой очень органичен в роли Яичницы. Дело ведь не в том, что у Гоголя этот герой толст и фамилия у него смешная. А вот попробуй со всем этим живи - нужно совладать со своими комплексами, быть большим начальником на службе и вести себя соответственно статусу, а не фамилии. От этого возникает внутренний трагикомизм, который сыграть под силу только такому мощному артисту, как Бгавин.

Согласен, в чем-то неожиданна роль Подколёсина для Виталия Старикова. Он ведь герой, артист очень умный и тонкий. И именно эти его качества для меня были очень важны при работе над образом Подколёсина. Виталий Алексеевич чувствует природу гоголевского смеха, отношение автора к своему герою и делает образ объемным, многоплановым.

Вообще, мне очень интересно репетировать с белгородскими актерами: Марина Русакова (сваха), Игорь Нарожный (Жевакин), Андрей Манохин (Анучкин) - все они работают интересно, разнообразно, вдумчиво. А Юля Волкова! Она у меня играла и Проню, и Хануму, а здесь, в роли Агафьи Тихоновны, ей нужно было предложить что-то совершенно иное, другой способ сценического существования, и она активно откликается на мои предложения. Игорь Ткачёв в роли Кочкарёва - потрясающий!

... Так получилось, что я ставил спектакли в Белгороде каждые пять лет. И могу сказать, что за это время театр кардинально изменился, стал качественнее, глубже. С ним сотрудничают известные режиссёры - благодаря тому, что здесь работает великолепный современный театральный менеджер Виктор Иванович Слободчук. Труппа очень профессиональная, мобильная, энергетичная. С ней работать интересно и... опасно. Актёры открыты для режиссёрских предложений, но если ты не попадаешь с ними в точку, с артистами приходится долго договариваться. И это не капризы, это профессиональное отношение к общему делу!

- Валентин Сергеевич, вы ведь тоже в последнее время часто появляетесь в актерской ипостаси на телеэкране, в кино. Чем привлекает вас эта работа?

- В жизни много чем приходится заниматься! В молодости, когда я был актёром, страстно хотел сниматься. Меня не брали, а лет в 45 стали приглашать. Так, я снимался в сериалах, работал режиссёром у Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова в мюзикле "Чикаго". Несколько раз снимался за границей, последний раз - с Эмиром Кустурицей, Ингеборгой Дапкунайте, Диной Корзун у французского режиссёра в фильме "Прощание". Режиссёрам, наверное, импонирует мой типаж большого мужчины, а сам я рассматриваю свои актерские работы как ответвление режиссуры. Всё равно ведь я, находясь в актерской шкуре, сам себя анализирую и режиссирую. Кстати, и Эмир Кустурица также существует в кадре: простраивает режиссёрски ту или иную сцену, договаривается со мной, как нам её играть. Вот так мы, два режиссёра, подмигивая друг другу, и сыграли, поблагодарив третьего, оскароносца, за то, что он нам так правильно всё разложил и показал.

- Над чем и где работаете сейчас?

- Пять лет я работаю главным режиссёром в Московском областном драматическом театре имени А. Островского. Недавного поставил "Волшебную лампу Алладина". Приглашен в Белоруссию на постановку "Декамерона" Дж. Боккаччо и в тольяттинский театр "Колесо". У себя в театре предложил на выбор Островского, Вампилова и Шукшина. Так что пробую себя в разных жанрах и направлениях. Ведь и наша жизнь, она такая разная! И режиссёр должен быть готов выразить её многообразие на сцене.

Беседовала
Наталья ПОЧЕРНИНА.

03.03.2009, 1743 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru