Пресса

Надо жить играючи? (премьеры малой сцены:

Малая сцена со времён своего открытия в Белгородском драматическом театре окружена неким флёром таинственности. Купить билеты на эти спектакли было всегда нелегко, а потому попасть в заветное число пятидесяти зрителей считалось престижным.


Здесь театр мог себе позволить не хрестоматийным языком современной драматургии говорить о самом сокровенном, самом интимном, о том, что не слишком органично звучало бы с большой сцены. Откровенный разговор тет-а-тет со зрителями интриговал, шокировал, вызывал потрясение, и, наверное, не я одна благодарна В.Варецкому за «Каждый год на том же месте», Ф.Берману за «Супружескую пьесу», Н.Чернышу за «Игру теней». Вот уже четвёртый сезон на малой сцене БГАДТ продолжаются «андреевские вечера»: спектакли В.Андреева «Старинная лампа» и «У каждого своя звезда» пользуются у публики большим успехом. В нынешнем сезоне на малую сцену вышли режиссёры нового театрального поколения. И неожиданно в обоих (очень разных!) спектаклях прозвучала тема игры и жизни.

Режиссёр БГАДТ Виталий Бгавин поставил спектакль по пьесе итальянского драматурга Роберто Бракко «Неверная». Художник Андрей Климов воссоздал в костюмах и оформлении атмосферу начала ХХ века - изысканную и слегка порочную, располагающую к разного рода играм: как вполне безобидным, так и весьма опасным. Демонстративно чувственное танго слуг (артисты А.Манохин и В.Васильева) в прологе спектакля приглашает зрителей стать свидетелями изощрённой игры, которую главная героиня ведет с мужем и поклонником. Отстаивая право проводить время в обществе друзей мужского пола, графиня Клара запрещает супругу - графу Сильвио Санджиорджи ревновать и подозревать себя в неверности. А отстаивая право оставаться верной женой, дает возможность поклоннику Джино Рикарди попробовать... обольстить себя. В результате череды комических положений все трое оказываются в одно и то же время в одном и том же месте в весьма неловком положении. Супруги ссорятся, но путем невероятных женских уловок Кларе удаётся вернуть расположение Сильвио, а Джино навсегда отказывают от дома графской четы.

Актеры весьма точны во внешнем рисунке образов. Оксана Бгавина (Клара) говорит с кокетливыми интонациями, лукаво улыбается, хитро прищуривается, эффектно кутается в накидку, любуется изящными ноготками. Влад Клепацкий (Сильвио) играет сдержанного и невозмутимого аристократа-«комильфо». Денис Бгавин (Джино) в изображении мужчины из богемной среды слегка «инфернальничает» и обволакивает слух зрителей мягким баритональным бархатом. Но при этом, увы, актёры лишь грациозно скользят по поверхности, не обнажая душевные переживания своих героев, не вдаваясь в мотивы их поступков. Поэтому отчего и зачем приключилась история, рассказанная в спектакле, осталось непрояснённым. Утонул ответ в красивостях антуража, и «Неверная» предстала декоративной салонной «штучкой», не имеющей никаких точек соприкосновения с живой, здешней, сегодняшней реальностью.

Московский режиссер Урсула Макарова выбрала для постановки на малой сцене БГАДТ пьесу канадского драматурга Кароль Фрешетт «Жан и Беатриса». И снова героиня, чтобы изменить собственную жизнь, запускает механизм хитроумной игры. Беатриса, словно спящая красавица, много лет ждёт принца, который разбудил бы её сердце. Она расклеивает объявление, в котором чётко оговорены условия: претендент должен суметь её «заинтересовать, взволновать и обольстить». Наградой ему станет не названное, но «весомое вознаграждение». Очередной кандидат на роль принца, профессиональный «ловец наград» Жан выполняет все требования Беатрисы. Но приз - любовь девушки - не устраивает его...

Драматургия Фрешетт ставит острые волнующие вопросы. Может ли душа, превратившаяся в пустыню, расцвести для искреннего чувства? Возможно ли вызвать дух любви с помощью определённого ритуала действий? Способен ли современный человек расстаться с постылым одиночеством и взять на себя нелёгкое бремя заботы о ближнем? Есть ли шанс у двух одиночеств превратить игру в жизнь, а одиночество вдвоём - в общность, единство, слитность сердец? На все эти вопросы Урсула Макарова и артисты Дмитрий Новиков и Вероника Васильева отвечают: нет.

Но ответ будет известен лишь в финале, а по мере развития событий зрители переживают драму героев в непосредственной близости от места действия. Д.Новиков и В.Васильева создают образы живые, из плоти, крови, сплетения нервов. В полупридуманных-полуреальных исповедях актёры достигают максимального напряжения чувств, и маленький зал малой цены словно вибрирует в одном ритме с ними. И как непосредственны, естественны, трогательны, ребячливы актёры, когда Жан и Беатриса пытаются сломать стену, разделяющую их! Финальный монолог героини В.Васильева произносит с болью, отчаяньем, но и надеждой, так что кажется - ещё чуть-чуть, и всё устроится, образуется, завершится счастливой развязкой...
Увы... Яблоки, рассыпанные по квартире Беатрисы, так и не станут плодами познания. И только птицы за окном будут продолжать свой танец любви. Они не умеют играть. Они просто живут.

Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета "Смена", 2006 год.

08.10.2006, 1519 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru