Записки «с подмостков» (2013 г.)
В «Белгородских известиях» в среду, 16 октября, напечатана первая часть «Записок «с подмостков». Сегодня мы завершаем публикацию этих заметок с театрального фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину».
Потому что Отечество в нас…
Не так часто, но бывает, когда спектакль спасает то литературное произведение, по которому он создан. Мне кажется, что постановка «Петля» Светланы Враговой по одноимённой пьесе Рустама Ибрагимбекова (он выступил и сорежиссёром) как раз такой случай. Клубок из множества сюжетных линий, автором начатых и незавершённых, насколько это возможно распутала режиссёр. А актёры Московского драматического театра «Модернъ» (художественный руководитель - народная артистка России Светлана Врагова) сыграли, что называется, больше, чем написано. Личная ответственность человека перед историей, эмиграция и покалеченные судьбы миллионов людей, оторванных от своих корней, любовь, жертвенная и спасающая… - главные темы «Петли».
А до тех пор выводить его из состояния оцепенения, исступлённости, возвращать из другого мира будет женщина. Он и она, их отношения родом из рассказов Бунина (сборник «Тёмные аллеи»). Нина встретила Субботина ещё будучи гимназисткой. Он стал её первым мужчиной и единственной и последней любовью, отцом её сына. Потом они разлучились на десятилетия. А теперь она, ведомая понятиями о долге, чести, судьбе («Господь привлёк меня сюда, и я должна выполнить то, что на меня возложено»), променяет своего жениха, «влюблённого, такого благовоспитанного, такого достойного, такого надёжного» на вот этого доведённого до предела человека.
- Случайно спектакль долгожителем не становится. Искусственно продлить жизнь ему нельзя. Только если он содержит посыл в зрительный зал, серьёзный и долговременный.
Суббота с актёрами БГАДТ
Диплом «За мастерство в воплощении высокой комедии».
Вечером актёры Белгородской драмы представили «На дне» режиссёра - народного артиста России Валерия Беляковича. История вечного, непрекращающегося поиска своего места в бытии мира, осознанно или нет свершающегося в каждом человеке, его опасное балансирование между действительностью социального и духовного дна и одновременно спасительными и усугубляющими положение героев мыслями о «земле обетованной», рефлексия о ницшеанской идее сверхчеловека… - этот спектакль театра, самый востребованный у публики и получивший высокие оценки театральных критиков.
- Я был потрясён тем Горьким, которого я никогда не видел и только теоретически себе представлял. Страшный смысл «На дне» мне открыл Валерий Романович Белякович. Я понял, зачем была нужна редакция пьесы, что мне хотел сказать режиссёр, что сумели донести белгородские актёры. Я увидел Горького периода его увлечения ницшеанской идеей сверхчеловека. И конечно это не ночлежка. Это метафора целого мира, из которого выйдет философия разрушения и уничтожения человека 17-го года. И оттуда, из этой ночлежки, начнутся ручейки крови, которые затопят Россию. Об этом спектакль. И поэтому Сатин в финале - такой собранный, сконцентрированный. Белгородский «На дне» может претендовать на звание одной из лучших сценических версий.
Диплом «За оригинальность решения пьесы «На дне».
Баба Шанель
Спектакль «Баба Шанель» (13 октября) по одноимённой пьесе современного драматурга Николая Коляды поставил Валерий Белякович в московском Театре на Юго-Западе. О тех, кто, не надеясь уже ни на кого, стремится помочь себе сам. Стол для настольного тенниса, хореографические станки, зеркала (эффект, визуально расширяющий пространство, - Белякович к этому прибегает во многих своих спектаклях)… - многофункциональный зал типового ДК. Знакомая «декорация», не правда ли?
Здесь вот уже десять лет собираются для репетиций артистки ансамбля русской песни «Наитие» при Орджоникидзевском районном обществе инвалидов (действительно существует в Екатеринбурге, откуда Коляда родом и где расположен его театр. - Е.Ш.). Семь (по сравнению с пьесой режиссёр увеличил количество бабушек - появились Настя и Михеевна) женщин, перешагнувших рубеж семидесяти лет. А руководит ими ещё молодой мужчина Сергей Сергеевич (Денис Нагретдинов). Белая шляпа, светлые брюки, жилет и баян - его имидж походит на стиль аргентинского гангстера. Его вниманием старается завладеть каждая из артисток. Он вдохновляет своих подопечных, кажется полным жизни и творческой энергии, но… На самом деле руководитель «Наития» - композитор, карьера которого не сложилась, и он страдает от невозможности самореализоваться.
Белякович поражает сразу же - бабушек играют мужчины. И надо видеть как… Перед нами - галерея великолепных актёрских работ. Вот только некоторые из них: «старейший член» ансамбля, «мэтр самодеятельной сцены», «добрейшая и величественнейшая», «человек планетарного масштаба» Капитолина Петровна (Максим Шахет, пластический рисунок роли потрясает). Неформальный лидер, полная обаяния и энергетики Тамара Ивановна (заслуженный артист России Александр Горшков). Носительница фольклора Нина Андреевна (Олег Задорин). «Ренессансная личность» Сара Абрамовна (Андрей Санников). Натура поэтическая - декламирует стихотворения Цветаевой и Ахматовой. И когда ей внимаешь, думаешь: «Жаль, нет абсента» - в такую декадентскую атмосферу она погружает.
И все поют. Музыкальное оформление постановки, основанное на контрасте псевдо- и подлинной мелодики, продумано до мельчайших нюансов. Как продуман и сложный симбиоз жанров, в которых решён спектакль. Множество смешных моментов соседствуют со сценами настолько трагичными, что удивляешься, как на грани невероятного, очень гармонично в «Бабе Шанель» объединены фарс, китч и трагедия.
«Вот жизнь даётся через что человеку? - спрашивает Ираида Семёновна (Олег Анищенко) и сама же отвечает: - Через разговор, встречи, через людей, через общение… Я ведь не жила, пока в «Наитие» не попала». Они все хорошо понимают, что петь они не умеют, но здесь они обретают своё место, друг в друге обретают близких людей «Наитие» для них - их маленький мирок, приют, где они могут быть теми, кем им хочется.
И вдруг в их микрокосм в лице Розы Рябоконь - бабы Шанель (заслуженная артистка России Галина Галкина) вторгается грубость, жестокость, агрессивность сегодняшней жизни. И люди, особенно пожилые, оказываются беззащитными перед этим. Сергей Сергеевич решит провести ребрендинг ансамбля: недавно вышедшая на пенсию секретарша, а теперь охраница ДК Рябоконь должна стать «ярко выраженной солисткой ансамбля», а бабушки уйти во мрак сцены. Вот только это и её совсем недалёкое будущее…
Появление наглой, хамоватой бабы Шанель срабатывает как катализатор. Героини представят свои истории. И одна за другой освободятся от прижизненных одежд, буквальных (кокошников, платьев-мешков с люрексом, похожих на половые тряпки), социальных, и упорхнут коричневыми бабочками за главную черту - хризантемы их жизни отцвели. После мы будем наблюдать уже жизнь их бесполых и вообще лишённых каких-либо маркеров душ (в пьесе Коляды ухода героев в небытие и их последующего существования в запределье нет. - Е.Ш.).
Простая история
И постановку Центрального театра Российской армии - «…А я остаюся с тобою...» заслуженного артиста России Андрея Бадулина по пьесе «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина (диплом «За честное слово о Великом поколении великой войны»).
- В России проводят достаточно театральных фестивалей. В чём особенность «Актёры России – Михаилу Щепкину»?
- Я приезжаю сюда не в первый раз, мои коллеги тоже. И все мы отмечаем, что на фестивале царит какая-то удивительная атмосфера. Здесь очень хорошо понимают, что такое праздник. И этот праздник пытаются создать для всех - для зрителей, для актёров, для критиков. Каждый участник фестивального действа чувствует себя желанным гостем.
- Нет, и это абсолютно правильно. Все получают дипломы. Все получают щепкинскую медаль по случаю его 225-летия. И все равны. Перед искусством все равны. Перед вечностью все равны. Перед величием великого русского актёра, которого никто из нас не видел, но мы о нём наслышаны, – мы равны перед этим. То мастерство, которое актёры показывают, как дань. И это самое правильное.
- Оргкомитет, состоящий в основном из представителей белгородского театра. Но они всегда советуются с нами, и мы, я и мои коллеги, осмеливаемся что-то предлагать, давать какие-то советы. Иногда их принимают, иногда нет в силу объективных причин. Белгородский фестиваль берёт всё на себя, а это очень трудно. Если, скажем, приглашать какой-нибудь театр из Владивостока – все деньги фестиваля уйдут на его приезд. Географически мы стараемся иметь в виду не очень далёкую Россию. И к нашим рекомендациям прислушиваются. Мы за это очень благодарны. В частности, я очень горжусь тем, что по моей рекомендации в программу попал питерский спектакль «Жаворонок». И спектакль «Баба Шанель» - тоже моя рекомендация.
- Я тридцать с лишним лет знаю театр Валерия Романовича Беляковича. Буквально с первых дней живу в его театре. Далеко не все его спектакли мне одинаково близки, но у него есть свой метод. В первую очередь он основан на бешеной энергетике, которая кого-то захватывает, кого-то - нет. Белякович – это инфекция. Она в кого-то попадает и он этим заболевает, а в кого-то совершенно не попадает. Это зависит от эмоционального настроя людей, от их восприятия, от их склонностей. Вспомним того Горького, которого он поставил (спектакль «На дне» http://belwesti.ru/01.4.13-16305.html - ссылка для сайта)… Многие мои коллеги говорили: «Это не Горький». Что это значит? Текст Горького. Да переставленный, перекомпонованный. Но режиссёр имеет на это право. Для меня абсолютно оправданно то, что все тексты Сатина, которого замечательно играет Виталий Стариков, вынесены в финал. Тогда глубокий смысл обретает фраза «какую песню испортил», произнесённая когда Актёр сообщает, что удавился на пустыре. Он испортил не песню «Солнце всходит и заходит», как у Горького, а гимн о человеке. И в этом - смысл совершенно невероятный.
- А вас эмоционально задело то, что происходило на сцене?
- Значит, психологический. Мы зрители – проводники. Актёры всё проводят через нас. Я не поклонница творчества Николая Коляды. Но есть в этой пьесе что-то, что касается каждого из нас. Взаимоотношения поколений. Агрессивность и хамство, которые на каждом шагу вламываются в нашу жизнь. И мы никуда от них деваться не можем. Они заставляют как-то себе противостоять, а мы не умеем, мы начинаем в себе воспитывать агрессию, жестокость. Это очень трудно, но нас заставляют это делать. Сумасшедшая энергетика спектакля - нас в него втягивают. Психологический театр сегодня должен быть таким. Он не может быть музейно равнодушным, безликим и холодным. Он должен обязательно втаскивать зрителя в своё действие, тормошить и заставлять верить - и тогда это настоящий психологический театр.
- Именно. Добавлю, что Валерий Романович учился у потрясающего, почти забытого сегодня режиссёра Бориса Ивановича Равенских. Он отличался огненным темпераментом - ставил спектакли с сумасшедшим напором, производил невыразимое сильнейшее впечатление. И у Равенских был сильный поэтический театр. И вот эти вещи Белякович у него унаследовал. Несомненно.
- Много лет назад Семён Спивак увидел спектакль «Жаворонок» Валерия Беляковича в его Театре на Юго-Западе. И до такой степени заболел им, что сказал: «Я когда-нибудь обязательно поставлю свою версию». Прошло около двадцати лет - и это случилось. Его спектакль совершенно другой. 12 лет он идёт и не отпускает публику, потому что это очень серьёзный театр, игровой театр и это блистательные актёры. Вот так же, как актёры Беляковича верят в своего наставника, актёры Спивака преданы ему. Перед нами – два мастера, разных, но которых объединяет то, что их театр авторский. А любое авторство равнодушным оставить не может.
- Безусловно. Это же самая главная тема жизни, важнее нет ничего. Кто-то это осознаёт, кто-то нет. И есть три таинства, как сказал Лев Николаевич Толстой, - рождение, любовь и смерть. Тысячелетия проходят - никто другого не придумал и не придумает. И настоящий театр всегда будет выстраивать свою жизнь вокруг этого. А то, что не настоящее, вошедшее в моду, - это всё временно. Потому что жить этим нельзя. А мы приходим в театр, чтобы жить.