Крестный путь комедианта
Премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер») стала событием культурной жизни Белгорода
Романтическую драму Михаила Булгакова на сцене БГАДТ поставил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Результат совместной работы щепкинцев и главного режиссёра Севастопольского драматического театра имени Б. Лавренёва Черноморского флота РФ впечатляет.
Наверное, трудно было бы сделать более удачный выбор пьесы. Всё сошлось как нельзя лучше: и Год театра, и бенефис заслуженного артиста РФ, главного режиссёра Белгородской драмы Виталия Бгавина, и Всемирный день театра.
«Кабала святош», пожалуй, самая личная, исповедальная пьеса Булгакова. Драма о творившем в XVII столетии великом комедиографе, актёре, реформаторе французской сцены Жане-Батисте Мольере и его эпохе дала автору возможность излить свою боль, поведать о своём «железном» веке.
В спектакле, как и в пьесе, отчётливо звучит вечная тема «искусство и власть». С ней тесно переплетены другие мотивы: любви, предательства, прощения, судьбы.
Главную роль в «Кабале святош» сыграл - нет, прожил! - Виталий Бгавин. Его Мольер - самое большое потрясение. Зритель видит Жана-Батиста в разные моменты жизни: вначале обласканного королевским вниманием, пылко влюблённого, а в конце - преданного самыми близкими людьми, лишенного высокого покровительства, затравленного чёрной Кабалой. Виталию Бгавину удалось воплотить этот сложный, трагический образ на пике актёрского мастерства.
Олицетворение власти в спектакле - Людовик Великий. Илья Васильев, облачённый в белое, играет тщеславного, упоённого собой монарха. Искусство для него - вид придворной службы, назначение которой -развлекать, не выходя за пределы дозволенного. Каждый раз, когда Король-Солнце появляется на сцене, на заднике возникает «инфографика», вызывающая улыбку, - изображение светила. А за блестящим фасадом - «бессудная тирания», отравлявшая жизнь «дерзкого» комедианта.
В роли подруги Мольера, актрисы театра Пале-Рояль Мадлены Бежар - заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина. Ей удалось передать и горечь переживаний покинутой женщины, и страх небесной кары.
А юная Арманда Бежар (артистка Оксана Катанская), легкомысленная, неверная, становится не Музой, но роковой ошибкой охваченного страстью Жана-Батиста.
И фанатики Кабалы не упускают случая ухватиться за эту ошибку в яростной борьбе против мольеровского «Тартюфа». Заслуженный артист РФ Иван Кириллов искусно ведёт роль архиепископа Парижа. Гонитель Мольера вкрадчив в разговоре с королём, смешон в ссоре с одноглазым маркизом, но страшен в каменном подвале Кабалы. В сцене исповеди Мадлены он напоминает средневекового инквизитора. Руки архиепископа залиты красным светом, и кажется, будто они обагрены кровью. Зловещая фигура вызывает в памяти знаменитый «Портрет папы Иннокентия Х» кисти Диего Веласкеса.
В слаженном актёрском ансамбле запоминаются работы А. Манохина (Лагранж), А. Зотова (королевский шут), С. Денисова (Одноглазый), Д. Евграфова (Бутон).
В каждой детали чувствуется уверенный почерк режиссёра. Подкупает уважение к автору, бережное отношение к тексту. Постановщик умело держит внимание зрителя, используя приёмы театра в театре, инсталляции, театра теней. Юрий Маковский составил и музыкальную партитуру спектакля. Режиссёр придумал красивый, наполненный глубоким смыслом финал: земная жизнь Мольера обрывается, но гений не умирает - он уходит в Вечность. Её символом становится видеопроекция небесного простора с плывущими по нему белыми облаками.
Спектакль получился ярким, зрелищным во многом благодаря выразительной сценографии и костюмам, выполненным художником Мариной Шепорнёвой. Они погружают зрителя в атмосферу ушедшей эпохи.
«Кабала святош» щепкинцев - постановка достойная великих имён Мольера и Булгакова. Спектакль включён в программу XI Всероссийского фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину», который пройдёт осенью 2019 года. А Севастопольский театр имени Б. Лавренёва покажет белгородцам комедию Мольера «Тартюф» в постановке Ю. Маковского.