Пресса

Не обижайте дурака!

Французские комедии у российских зрителей всегда пользовались большой популярностью. Вспомним хотя бы киноклассику 70-х-80-х годов прошлого века: всех этих разинь, высоких блондинов, папаш и беглецов… В них есть всё, что ценится в качественных комедиях – остроумные шутки, смешные положения, неожиданное развитие сюжета.

Но сквозь призму абсурдных ситуаций зритель всегда видел комического героя – того самого «маленького человека», судьба которого так занимала гениев русской классики: Гоголя, Достоевского, Чехова. Наивный простак, без грандиозных амбиций и запросов в жизни, при этом безмерно обаятельный, вызывает симпатию зрителей и трогает их сердца. И мы вспоминаем, что истинными человеческими ценностями являются доброта и честность, отзывчивость и порядочность…

Не исключение и пьеса французского драматурга Франсиса Вебера «Ужин дураков». Спектакль, поставленный в Белгородской драме заслуженным артистом РФ Виталием Бгавиным, бережно следует замыслу автора пьесы, не только развлекая зрителя, но и обращая его внимание на вечные проблемы человеческого бытия.

Все события комедии «Ужин дураков» происходят в квартире успешного издателя Пьера Брошана (нар. арт. РФ Виталий Стариков). Художник Марина Шепорнёва создала изысканный образ дома, обставленного дорогой мебелью, украшенного с большим вкусом дорогими произведениями искусства и декора. В досуге Пьер тоже ни в чем себя не ограничивает, даже моральными принципами. Его любимое развлечение – приглашать на еженедельный дружеский ужин самых забавных чудаков, «настоящих дураков», а потом весело потешаться над ними.

Приглашённый на роль очередного «дурака» гость, Франсуа Пиньон, воплощённый Дмитрием Евграфовым, является полным антиподом Брошана. Служащий в налоговой инспекции, простой человек, он довольствуется в жизни немногочисленными радостями, зато получает от них искреннее удовольствие – например, от конструирования инженерных моделей из спичек. Этот персонаж комичен во всех отношениях. А забавный клетчатый костюмчик, словно с плеча циркового клоуна, красная бабочка на шее дополняют и без того пронизанный абсурдом образ.

Франсуа вызывает у зрителя трогательную улыбку и симпатию. Детская наивность и искренняя отзывчивость моментально располагают к себе, ведь так немного людей может похвастаться этими качествами. Актёр Дмитрий Евграфов искусно рисует образ чудака, который своими экспрессивными манерами, жестами и походкой ни на секунду не оставляет зрителя равнодушным и безучастным. Он полностью завладевает вниманием и  симпатией публики.

Перед нами на сцене два человека, которые, если бы ни воля обстоятельств, вряд ли смогли бы познакомиться, потому что у них нет ничего общего. В начале комедии мы видим, с каким великодушием и почтением относится Франсуа к своему новому знакомому. Он от чистого сердца сочувствует Брошану по поводу внезапно атаковавшего его радикулита, а позже с энтузиазмом вызывается помочь в поисках сбежавшей жены. Другого мнения о новом знакомом придерживается Пьер Брошан. В его ироничном обращении с Пиньоном читается полное пренебрежение к гостю и высокомерное отношение.  Актёры Дмитрий Евграфов и Виталий Стариков играют людей с абсолютно разными темпераментами и характерами, контрастность выражается в облике и поведении каждого из них. Степенность и вальяжность Брошана противопоставляется суетливости и неуклюжести Пиньона, и от этого возникает острый комический эффект.

Впрочем, сценические события переворачивают всё вверх дном, ставя перед зрителем знак вопроса: кто же из двух героев спектакля действительно дурак. Доброта и великодушие мелкого налогового служащего преподали хороший урок богатому издателю…

Персонажи второго плана в спектакле не менее интересны. Гордая красавица Кристина, жена Брошана (её роль исполняют засл. арт России Оксана Бгавина и артистка Надежда Пахоменко) решительно рвёт отношения со своим супругом, узнав о его аморальных развлечениях, а в конце спектакля предстаёт ранимой и нежной, готовой простить отчаявшегося разыскать её Пьера.

Роль доктора Аршамбо, помогающего справиться Брошану с радикулитом, исполняет Илья Васильев. Его персонаж наделён тонким чувством юмора, невозмутимым спокойствием и аристократичной  элегантностью. Легко и непринуждённо он пикируется с состоятельным пациентом и явно не одобряет его затеи с ужином дураков. В другой сцене актёр перевоплощается в распутника и прожигателя жизни клипмейкера Мено, ценящего лишь женщин и развлечения. Одна только черта объединяет этих двух персонажей – циничность по отношению к миру и обстоятельствам: изящно лёгкая у Аршамбо и откровенно грубая у Мено.

Лёблан (засл. арт. РФ Иван Кириллов), старый друг Брошана, отличается добродушием, ироничным отношением к жизни и благородством. Он, словно позабыв давнюю ссору, готов прийти на помощь другу в трудную минуту. Он принимает людей такими, какие они есть, и вовсе не склонен впадать в отчаяние или тоску. На его лице всегда приветливая улыбка, все неприятности Лёблан воспринимает с мудростью и самообладанием, спокойно обдумывая решение проблем.

Молодая актриса Нина Кранцевич играет свободолюбивую и спесивую дамочку Марлен. С ней и договориться очень сложно, и отказать невозможно. Она наперекор всем поступает так, как ей вздумается. Визуальный образ добавляет к её характеру комедийные нотки. В наряде, достойном участницы Вудстока, увешанная эзотерическими амулетами и окруженная мистическим ореолом, она появляется на сцене и завоёвывает внимание зрителя: чего ожидать от этой сумасбродки?

Налоговый инспектор Шёваль – тоже весьма колоритный персонаж, исполненный артистом Андреем Зотовым. В нём живут две страсти, попеременно завладевающие всем его существом: страстного футбольного болельщика и бескомпромиссного налогового инспектора. Кажется, только что он отпускал шуточки в адрес соперников любимой команды, но, почуяв призрак незадекларированных богатств в доме Брошана, Шёваль превращается в надрессированного полицейского пса. В его глазах загорается профессиональная искра, и он алчно высматривает и вынюхивает спрятанную добычу. Но каким беспомощным, жалким и потерянным играет А. Зотов своего героя, когда тот узнаёт, что его жена изменила с развратником Мено!

… Глядя на галерею образов, представленных в спектакле, приходишь к простому, в общем-то, выводу. Можно быть умным, богатым, успешным, мастером в своём деле, но по иронии судьбы каждый человек может оказаться в роли дурака. И то, что в спектакле режиссёр говорит о ценности и уникальности каждого человека, о его достоинстве, показалось мне очень значимым и актуальным. Много ли осталось в нашей жизни искренности по отношению к окружающим? Или мы подобно Пьеру Брошану бросаемся исполнять все свои желания, предаёмся наслаждениям, ищем славы и роскоши, забывая о главном сокровище – богатстве человеческой души. Богатстве, которое нельзя купить и которое невозможно отнять.

Карина Курникова,
студентка
I курса факультета журналистики БелГУ

Специально для сайта театра

07.06.2018, 1567 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru