Илья Штейнмиллер: «Счастлив заниматься любимым делом»
Белгородцы любят театр. Это и неудивительно! Ведь театр — место поистине волшебное, которое дарит ощущение праздника, радость и восторг. Зрители идут в театр, чтобы отдохнуть от повседневной суеты и отвлечься от будничных проблем. Но мало кто задумывается о том, как готовятся актёры к выходу на сцену. Испытывают ли они волнение перед спектаклем? Как относятся к своим героям? И каково это — впервые появиться перед публикой в главной роли? Ответы на эти другие вопросы узнаем у Ильи Штейнмиллера, молодого артиста Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина. С ним мы встретились после его премьеры в роли сэра Саймона Кентервиля в мюзикле «Кентервильское привидение».
— Илья, поздравляю Вас с премьерой в роли сэра Кентервиля. Скажите, сложно было предстать в этом образе после другого актёра?
— Прежде всего, мне необходимо было абстрагироваться от этого и полностью сосредоточиться на роли. Я знал, что зрители, которые не первый раз смотрели этот мюзикл, сравнивали меня с Дмитрием Беседой, первым исполнителем роли Саймона. Наверное, это меня подстёгивало и заставляло предельно выкладываться на сцене, хотя, на мой взгляд, пока не всё у меня получилось в этой роли так, как нужно. В чём-то я подражал Дмитрию, потому что нужно держать рисунок роли, но в то же время старался привнести что-то своё. Меня грела мысль, что наш зритель очень отзывчивый и понимает, что актёру в такой ситуации приходится нелегко. И ещё было приятно ощущать моральную поддержку коллег, пришедших посмотреть мой первый выход в этой роли. Это придавало мне силы.
— Скажите, как Вы относитесь к своему герою? Симпатичен ли он Вам?
— Трудно однозначно ответить на этот вопрос. У сэра Кентервиля довольно сложный характер, он подвержен переменам настроения. Но несмотря на это, он мне близок. Я порой бываю так же вспыльчив. А ещё главный герой, что отчётливо видно к финалу мюзикла, добрый. Это, пожалуй, тоже является нашей общей чертой.
— Илья, одна из проблем спектакля состоит в том, что важнее: деньги или человечность? А Вы как думаете?
— Деньги, конечно, нужны всем! Но не зря же говорится, что не в деньгах счастье. Мне кажется, оно заключается в простых человеческих ценностях. Даже сэр Кентервиль, привидение, это понимает и, как живой человек, нуждается в тёплом отношении к себе, в понимании, доверии и сочувствии. Так что, разумеется, превыше всего именно человечность.
— В этом спектакле Вам приходится не только играть, но и петь, и танцевать. Вы где-то учились пению?
— Я пел всю свою сознательную жизнь. Вокал — моя любовь. Но поначалу это не было для меня чем-то серьёзным. Были времена, когда я подражал Стасу Михайлову, и у нас, в Губкинском районе, это приветствовалось. Я развлекал публику на концертах, и всем нравилось моё исполнение. Сейчас я понимаю, насколько всё это было несовершенно.
Когда я поступил в Белгородский государственный институт искусств и культуры, стал заниматься вокалом с преподавателем кафедры актёрского искусства, заслуженной артисткой России Ольгой Николаевной Цымбалист. Она открыла для меня великого оперного и эстрадного певца Муслима Магомаева. Я был поражён мощью его голоса и красотой тембра! И теперь с удовольствием пою песни из его репертуара.
А ещё в институте у нас преподавал сценическую речь народный артист России, актёр Белгородской драмы Виталий Алексеевич Стариков. Мне очень нравилось, как он умеет владеть речью, каким бархатным звучанием и богатством интонаций обладает его голос. Я хотел, чтобы мой голос звучал так же красиво! Знаете, я ведь раньше заикался, но благодаря занятиям дикцией и вокалом практически избавился от этого недостатка.
Занятия вокалом — часть нашего актёрского расписания в театре. С нами работает замечательный педагог и певица Янина Викторовна Шевелёва. Под её руководством мы не только репетируем вокальные номера к репертуарным спектаклям, но и готовим песни, романсы для концертных программ, в которых я принимаю активное участие.
— Сложно совмещать на сцене игру, вокал и танец?
— Нелегко! Особенно привыкнуть к микрофону, который мне постоянно мешал. Но это часть актёрской профессии. А если учесть, что в спектакле «Кентервильское привидение» я сначала исполнял роль одного из приведений-гуляк, а уже потом главную роль, к этим трудностям я был подготовлен.
— Илья, почему Вы решили стать актёром? Каковы были первые шаги в профессию?
— Изначально я даже не думал о том, чтобы стать актёром. Я хотел стать футболистом, это моя страсть по сей день. Думал и о продолжении военной династии — мой отец был офицером авиации военно-морского флота, а меня привлекали воздушно-десантные войска.
Но всё же в конце одиннадцатого класса я решил учиться на актёра. Наверное, потому что с детства участвовал в театральных кружках и чувствовал себя на сцене прекрасно. Что примечательно, именно в год окончания школы в Белгородском институте искусств и культуры была открыта кафедра актёрского искусства. Узнав об этом, я решил туда поступать. Я считаю, что мне очень повезло в том, что прослушивание проводила заведующая кафедрой, заслуженная артистка России Ирина Залмановна Чернышёва (Драпкина), а первый курс набирала народная артистка России Марина Александровна Русакова. Они не просто профессионалы высочайшего класса, звёзды щепкинской сцены, но и очень мудрые женщины, которые к своим воспитанникам относятся совершенно по-матерински, всегда готовы помочь и в творческом плане, и житейским советом. В самом начале четвёртого курса руководитель театра Виктор Иванович Слободчук побывал на нашем студенческом спектакле. Несколько ребят ему, видимо, понравилось, в том числе и я. Мы были приняты на работу в театр. Конечно, учёбу и актёрскую деятельность было совмещать нелегко, но у меня получилось.
— Что для Вас является самым сложным в творческом процессе?
— Пожалуй, самое сложное — это актёрские вводы, когда нужно входить в новую роль между многочисленными репетициями, выездами и проводить достаточно серьёзную самостоятельную работу.
— В каких ролях зрители увидят вас в ближайшее время?
— Сейчас я репетирую роль Аполлона Мурзавецкого в спектакле «Волки и овцы» по пьесе А. Островского. Его ставит известный режиссёр и педагог, народный артист России Александр Кузин. Работать с таким мастером очень интересно. А ещё для меня очень важно обстоятельство, что я буду играть в этом спектакле со своим учителем — Мариной Александровной Русаковой, которая исполняет роль моей тётушки. Премьера состоится 8 марта.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Я очень люблю заниматься обработкой видео и уделяю своему хобби почти всё время, когда не занят основной работой. Это доставляет мне удовольствие. И, конечно же, играю в футбол со старыми друзьями из института и с единомышленниками, разделяющими моё увлечение, которых обнаружил в театре.
— Что заставляет Вас чувствовать себя счастливым?
— Мысли о том, что все мои родные живы и здоровы, что я могу заниматься любимым делом, и что судьба направила меня на правильный путь.
Беседовала Анастасия Богачук, студентка 2 курса факультета журналистики БелГУ. Специально для сайта театра
Фото из архивов театра и артиста