Пресса

«Сорок первый»: рок-история

Новая постановка Белгородского театра посвящена драматическим событиям Гражданской войны, расколовшей страну на два непримиримых лагеря. Называть ее «далекой» вряд ли правильно – эхо тех лет слышно и сегодня.

Спектакль как предостережение

Опубликованная в 1924 году, повесть «Сорок первый» советского писателя Бориса Лавренева, которому довелось воевать «по обе стороны баррикад», звучит в наши дни как напоминание и предостережение. И потому не случаен всплеск интереса к ней в последнее время.

Многим это произведение знакомо по фильму Григория Чухрая, с Олегом Стриженовым и Изольдой Извицкой. В 1957 году режиссер получил за него награду Каннского фестиваля.

На белгородской сцене спектакль в жанре рок-истории по пьесе Иосифа Райхельгауза поставила московский режиссер, заслуженная артистка РФ Елена Оленина. Рок – не только потому, что в оформлении использованы элементы этого музыкального стиля. Рок – неотвратимость трагического исхода для героев.

– Мир по-прежнему терзают войны и конфликты, и человечеству надо задуматься о том, как не допустить братоубийства и катастрофы. Современный режиссер не имеет права отделять себя от сегодняшнего дня, от политики и всего того, что происходит вокруг. Каждый спектакль должен рассматриваться через призму современности. Меня очень волнует то, что происходит в Украине, и, как режиссер, я не отделяю себя и свое творчество от этих событий, – так формулирует свое творческое кредо Елена Оленина.

Повесть Лавренева с ее острым социальным звучанием, глубоким философским подтекстом получила яркое сценическое воплощение на подмостках Белгородского театра.

…По холодной каракумской пустыне комиссар Евсюков (Андрей Терехов) ведет отряд красноармейцев, вырвавшихся из кольца казачьих сабель. Зыбучие пески сменяет синь Аральского моря, сравнимая разве что с ультрамариновыми глазами пленного поручика...

Долг или любовь?

В главных ролях, сложных и эмоционально, и пластически, заняты актеры, без которых не обходятся последние премьеры театра, – Вероника Васильева и Дмитрий Гарнов.

У каждого из действующих лиц – своя Россия, своя правда, без компромиссов и «золотой середины». Публицистический накал диалогов придает спектаклю звучание политического диспута – о времени, о родине, о вере и безверии…

Героиня Вероники Васильевой «рыбачья сирота» Марютка добровольцем вступает в Красную Армию, чтобы сражаться за права «пролетарията», и дает подписку об отказе от «бабьего образа жизни». На счету у Марии Басовой, самого меткого стрелка в отряде, – сорок убитых офицеров. А в сорок первого – промахнулась. Поручик Говоруха-Отрок в исполнении Дмитрия Гарнова – воплощение благородства и достоинства. И так случилось, что именно этот «синеглазенький» пленник впервые «растревожил» девичье сердце.

На безлюдном острове, на лоне природы герои возвращаются к первоистокам, к своей природной, человеческой сути. Сбросив красноармейский бушлат и офицерскую шинель, в белых одеждах, из классовых врагов они превращаются в мужчину и женщину. Не война, а любовь – их предназначение. В спектакле явственно ощутимы библейские мотивы.

Но от времени, с его болью и кровью, невозможно укрыться. Робинзонада не может длиться вечно. Ее обрывает роковой выстрел, от которого замирает зрительный зал. В классическом поединке «революционный долг» одержал верх над чувством. Но – горе победителю…

Как пророчество звучат в спектакле слова поручика, обращенные к Марютке, даже во имя любви не согласной сложить оружие: «Если мы… вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут…»

Прошлое нельзя предавать забвению. Не проклинать его, но понять – и разумом, и сердцем – тех, кому выпало жить в «грохотное, смутное время», и извлечь из их страданий и ошибок зерно истины призывают создатели постановки.

Элла САРКИСЬЯНЦ,
газета "Аргументы и факты. Белгород", 27 ноября 2014 г.

26.11.2014, 1533 просмотра.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru