Пресса

"Aх, Одесса!.." (А.Островский. "Лес")

22-09-2008|Смена (газета, Белгород)
 
...Этот песенный вздох восхищения непрестанно рождался в душе все дни, проведенные нами в легендарном городе. Белгородский драматический театр имени М.С. Щепкина был приглашен сюда со спектаклем "Лес" А.Н. Островского для участия в III Международном фестивале "Встречи в Одессе".

Этот театральный форум уже три года подряд завершает празднование Дня рождения Одессы; из года в год объединяет театры ближнего и дальнего зарубежья, формируя единое театральное сообщество. "Встречи в Одессе" - это встречи коллег, говорящих на одном - театральном - языке, которым есть что сказать друг другу, которым важно услышать и понять друг друга. Сама идея фестиваля - яркое свидетельство того, как сегодня искусство объединяет народы, связанные общей историей и общими культурными ценностями...

Уже в день приезда (точнее сказать - в ночь) мягкие вечерние огни и южное дыхание города, уют уличных кафе и улыбчивые лица гуляющих горожан полностью развеяли дорожную усталость. Роскошный подъезд старинной гостиницы "Пассаж" на Преображенской-Дерибасовской (место нашего пристанища), фонтаны Городского сада, голос скрипки, доносящийся из подвальчика "Гамбринуса", флаги стран-участниц на фасаде Русского драматического театра - всё это вселяло в душу ощущение праздника.

А наутро прогулки по Одессе - к Потемкинской лестнице, Пушкинскому платану, к Дюку, Екатерине II, к Оперному театру, к морю - в Аркадию... Собравшись в четыре часа дня на прогон спектакля, все артисты сияли: Одесса зарядила их своим солнечным светом.

Волновались? Конечно, хотя белгородский "Лес" уже с успехом прошел на фестивалях в Калуге и Тамбове. Но форум в Одессе - это всё-таки нечто особенное. Во-первых, в вольном городе - вольный зритель. Любовь к искусству - состояние души каждого одессита. Город знаменит своими замечательными театральными традициями, звёздными актерскими именами. Публика здесь благодарна, но и очень взыскательна (коллеги из других городов, выступавшие до нас, предупредили, что одесситы, если спектакль им не нравится, могут уйти из зала во время действия)... Во-вторых, впечатлял состав участников фестиваля. В его программе было три театра из Москвы (Театр Луны, "Комедиантъ", "Центр драматургии и режиссуры"), театры из Израиля и Болгарии, Тбилисский русский театр имени А.С. Грибоедова, Русский театр Эстонии из Таллинна, театры из Читы, Таганрога, Кривого Рога, Кировограда и три из Одессы. В афише преобладает современная драматургия, в режиссерской палитре - экспериментальные решения. Естественно, напрашивалась мысль: не покажется ли наш спектакль слишком традиционным?

Вечером того же дня зал Одесского русского театра был полон. Аплодисменты зазвучали уже в начале первого акта и набрали силу во время знаменитой сцены встречи Несчастливцева (нар.арт.РФ В.Стариков) и Счастливцева (И. Нарожный). И дальше - шаг за шагом спектакля - зал всё больше втягивался в его орбиту: дышал, замирал, смеялся... Ни один зритель не покинул зал!.. А в финале он взорвался овацией. Аплодисменты, волны "Браво!", букеты цветов долго не давали закрыть занавес. У служебного входа наших артистов встречали их новые поклонники. "Спасибо за прекрасный спектакль", - говорили они. - Приезжайте еще!"

- Во-первых, спасибо Островскому, за то, что он написал такую пьесу, - говорил после спектакля знаменитый драматург, художественный руководитель Иерусалимского театра "Ковчег" Семён Злотников. - Во-вторых, огромное спасибо режиссеру Борису Морозову. Артисты хорошо играют, когда режиссер хороший. Ваши артисты очень хорошо играют!.. И он очень хороший режиссер! И, знаете, что самое главное? Я сегодня по зрительному залу почувствовал - зритель соскучился по пониманию. Они сидят и понимают, что происходит, они чувствуют, они сопереживают.

Я думал, что уже бросил писать пьесы, перешел на прозу... Но после сегодняшнего спектакля, наверное, подумаю: а может, мне вернуться? Вот театр! Это штука, оживляющая человека! Свежий приток! И спасибо вам, ребята, и держите так, потому что люди должны понимать, что происходит, и не надо пудрить мозги - и так жизнь непростая. Я искренне вам благодарен!

А вот отзыв И.Л.Шалимовой, профессора кафедры истории театра России Российской академии театрального искусства (г. Москва):

- У меня есть книга "Человек в художественном мире Островского". Сегодня у меня было полное ощущение, что в Белгородском театре эту книгу читали... Что такое - человек Островского, в чём существо взаимоотношений между людьми, в театре понимают. Очень высокая культура понимания сути русской души! Вот она-то на сцене и присутствует.

Чрезвычайно интересна Гурмыжская в исполнении актрисы Русаковой... Русская барыня в её обаянии и глупости, в её ревности и щедрости, в её неосознанной жестокости. Такая замечательная нравственная невменяемость! Это на одном полюсе... А на другом - блистательное исполнение роли Несчастливцева артистом Стариковым. Это очень современно! Душа летит вопреки всем останавливающим движениям: "ты все проиграешь, ты окажешься под забором, это неразумно!" А душа летит, и все происходит... Вот этот полет души есть у Старикова.

Актеры Белгородского театра замечательно ансамблево разыгрываются - глаза разбегаются! Вот на первом плане происходит действие между основными персонажами, а на заднем плане молча сидит и жутко переживает в ожидании сватовства Пётр (артист Пименов) - непрерывное движение внутренней жизни... Когда на первом плане идет сцена между Восмибратовым (артист Володин) и Несчастливцевым (по поводу возвращения нечестно отнятых у Гурмыжской денег), аплодисменты и крики браво чуть ли не через реплику идут... А за их спинами стоит и обмирает от ужаса - ведь деньги мимо плывут! - Буланов в очень живом, в очень озорном исполнении Ткачёва. Тоже непрерывная внутренняя жизнь. А как подслушивает и подглядывает Аркашка Счастливцев (артист Нарожный)! Ансамблевая игра. Причем возникает кураж, но при этом вся театральность, вся выразительность замечательно органична. Спектакль очень теплый. Это особая теплота, это особая простота, которая не является ни элементарностью, ни дешевой чувствительностью. Это самое трудное в жанровом отношении, что в Островском можно достичь. Браво, белгородцы!

Теперь наших артистов ждут на фестивале во Владимире (спектакль "Горе от ума"), куда они отправятся уже в понедельник. В конце октября театр примет участие в фестивале "Островский в Доме Островского" на сцене Малого театра в Москве (спектакль "Лес"). А 27-28 сентября щепкинцы откроют очередной сезон спектаклем "Заворожённое семейство" по пьесе Л.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Бориса Морозова.

Л.КОНДРАТЬЕВА,
зав.литературной частью

лес22.09.2008, 1498 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru