Пресса
Пока горит свеча... (Ф. Буляков. "Выходили девки замуж")
БГАДТ им. М.С. Щепкина.
Ф. Буляков «Выходили девки замуж...».
Режиссер - Н. Черныш, художник - Ю. Доломанов.
В культовом фильме советской эпохи красноармеец Сухов уводил угнетенных женщин Востока от мужа Абдуллы к светлому будущему. В пьесе Флорида Булякова «Выходили девки замуж...» башкирский старик Абдулла уводит четырех русских пенсионерок в никуда. Но это «никуда» кажется бывшим строительницам светлого будущего настоящим земным раем.
Пересказывать пьесу для рецензента - дурной тон. В таком случае он, по остроумному замечанию Бернарда Шоу, обязан отдать гонорар драматургу. Значит, ограничимся кратким изложением сюжета. На ночёвку в поселковый дом престарелых, где проживают четыре одинокие пенсионерки, определен старик Абдулла (нар. арт. России Н.Черныш). Прибыл он в поселок с важной, хотя и весьма абсурдной миссией: подковать верблюда. И условие главе местной администрации поставил: чтобы тот отвел его к русским женщинам. Мотивирует Абдулла свое желание по-восточному витиевато, но суть проста: влечёт его славянская красота души и сердечная доброта. И вот этот странный старичок, который выглядит как дервиш, разговаривает как суфий и чем-то неуловимо напоминает горьковского Луку, творит настоящее чудо. Нечаянно зажигает «свечечки» в душах баб, битых жизнью и мужиками. А в итоге становится обладателем гарема. Ведь обитательницы дома престарелых со всей страстностью русской натуры готовы следовать за своим утешителем и спасителем не только в окруженный волшебным лесом сказочный дом с чудо-печкой и чудо-крыльцом, но и в голую степь, раскинувшуюся на территории, что равняется пяти Франциям.
Что это? Комедия? Притча? Абсурдистская пьеса? Фарс? «Ну да! Фарс, водевиль, трагикомедия! Смешение жанров, черт подери!» - как говаривал герой «Покровских ворот». И это смешение жанров создает удивительное обаяние пьесы - смешной и грустной, доброй и мудрой, заключающей в себе немало смыслов и подтекстов. Не удивительно, что она привлекла внимание Николая Черныша, у которого в режиссерском творчестве тема женской судьбы, похоже, стала сквозной.
В спектакле «Выходили девки замуж...» четыре женщины на дне бытия, уцелевшие в некоем апокалипсисе (в отличие от вымерших как класс русских мужиков), возрождаются к жизни и переживают удивительные метаморфозы. Когда сквозь бренную плоть, облаченную в казенные спортивные костюмы и войлочные ботинки-«прощай молодость», начинает просвечивать душа... И тогда разбитная, горластая, резкая Васёна (арт. Ю.Волкова) заговорит почти что словами из монолога Катерины. Забитая, смиренно-блаженненькая Полина (арт. Т.Дюжикова) в свой «момент истины» улыбнется и точно наполнится внутренним светом. «Мать-командирша» Иваниха, жившая не для счастья, а чтобы «коммунизм строить» (арт. А.Краснопольская), едва не всплакнет, вспомнив «оленьи» глаза своего мужа-недотёпы. А лежачая да требовательно выкрикивающая нечто нечленораздельное Авдотья (арт. И.Тихонова) размечтается о том, чтобы спеть хоть ещё разок в лесу.
И когда Абдулла, на минуту выпавший из реальности, но воскрешенный слезами и поцелуями новообретенных жён, уходит со сцены, отчего-то больно сжимает сердце. Не в тот ли иллюзорный «сад наслаждений», откуда возврата нет, уходит он со своими пожилыми гуриями? Наверное, нет. Ведь жанр спектакля - комедия. Хотя и с притчевой начинкой...
...В спектакле «Выходили девки замуж...» есть очень точный и емкий символ, придуманный заслуженным художником России Юрием Доломановым - фонарики, над которыми распростерли свои купола зонтики. Смысл, который несет в себе эта деталь сценографии, открывается в финале. И ты так ясно и отчетливо понимаешь: у каждой свечечки должно быть укрытие, кто-то должен позаботиться, чтобы огонек её не погас на житейских семи ветрах. Ведь пока горит свеча, мы живы...
Что это? Комедия? Притча? Абсурдистская пьеса? Фарс? «Ну да! Фарс, водевиль, трагикомедия! Смешение жанров, черт подери!» - как говаривал герой «Покровских ворот». И это смешение жанров создает удивительное обаяние пьесы - смешной и грустной, доброй и мудрой, заключающей в себе немало смыслов и подтекстов. Не удивительно, что она привлекла внимание Николая Черныша, у которого в режиссерском творчестве тема женской судьбы, похоже, стала сквозной.
В спектакле «Выходили девки замуж...» четыре женщины на дне бытия, уцелевшие в некоем апокалипсисе (в отличие от вымерших как класс русских мужиков), возрождаются к жизни и переживают удивительные метаморфозы. Когда сквозь бренную плоть, облаченную в казенные спортивные костюмы и войлочные ботинки-«прощай молодость», начинает просвечивать душа... И тогда разбитная, горластая, резкая Васёна (арт. Ю.Волкова) заговорит почти что словами из монолога Катерины. Забитая, смиренно-блаженненькая Полина (арт. Т.Дюжикова) в свой «момент истины» улыбнется и точно наполнится внутренним светом. «Мать-командирша» Иваниха, жившая не для счастья, а чтобы «коммунизм строить» (арт. А.Краснопольская), едва не всплакнет, вспомнив «оленьи» глаза своего мужа-недотёпы. А лежачая да требовательно выкрикивающая нечто нечленораздельное Авдотья (арт. И.Тихонова) размечтается о том, чтобы спеть хоть ещё разок в лесу.
И когда Абдулла, на минуту выпавший из реальности, но воскрешенный слезами и поцелуями новообретенных жён, уходит со сцены, отчего-то больно сжимает сердце. Не в тот ли иллюзорный «сад наслаждений», откуда возврата нет, уходит он со своими пожилыми гуриями? Наверное, нет. Ведь жанр спектакля - комедия. Хотя и с притчевой начинкой...
...В спектакле «Выходили девки замуж...» есть очень точный и емкий символ, придуманный заслуженным художником России Юрием Доломановым - фонарики, над которыми распростерли свои купола зонтики. Смысл, который несет в себе эта деталь сценографии, открывается в финале. И ты так ясно и отчетливо понимаешь: у каждой свечечки должно быть укрытие, кто-то должен позаботиться, чтобы огонек её не погас на житейских семи ветрах. Ведь пока горит свеча, мы живы...
Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета «Смена», 2006 год.