Пресса

Пока горит свеча... (Ф. Буляков. "Выходили девки замуж")

БГАДТ им. М.С. Щепкина.
Ф. Буляков «Выходили девки замуж...».
Режиссер - Н. Черныш, художник - Ю. Доломанов.
 
В культовом фильме советской эпохи красноармеец Сухов уводил угнетенных женщин Востока от мужа Абдуллы к светлому будущему. В пьесе Флорида Булякова «Выходили девки замуж...» башкирский старик Абдулла уводит четырех русских пенсионерок в никуда. Но это «никуда» кажется бывшим строительницам светлого будущего настоящим земным раем.
 
Пересказывать пьесу для рецензента - дурной тон. В таком случае он, по остроумному замечанию Бернарда Шоу, обязан отдать гонорар драматургу. Значит, ограничимся кратким изложением сюжета. На ночёвку в поселковый дом престарелых, где проживают четыре одинокие пенсионерки, определен старик Абдулла (нар. арт. России Н.Черныш). Прибыл он в поселок с важной, хотя и весьма абсурдной миссией: подковать верблюда. И условие главе местной администрации поставил: чтобы тот отвел его к русским женщинам. Мотивирует Абдулла свое желание по-восточному витиевато, но суть проста: влечёт его славянская красота души и сердечная доброта. И вот этот странный старичок, который выглядит как дервиш, разговаривает как суфий и чем-то неуловимо напоминает горьковского Луку, творит настоящее чудо. Нечаянно зажигает «свечечки» в душах баб, битых жизнью и мужиками. А в итоге становится обладателем гарема. Ведь обитательницы дома престарелых со всей страстностью русской натуры готовы следовать за своим утешителем и спасителем не только в окруженный волшебным лесом сказочный дом с чудо-печкой и чудо-крыльцом, но и в голую степь, раскинувшуюся на территории, что равняется пяти Франциям.

Что это? Комедия? Притча? Абсурдистская пьеса? Фарс? «Ну да! Фарс, водевиль, трагикомедия! Смешение жанров, черт подери!» - как говаривал герой «Покровских ворот». И это смешение жанров создает удивительное обаяние пьесы - смешной и грустной, доброй и мудрой, заключающей в себе немало смыслов и подтекстов. Не удивительно, что она привлекла внимание Николая Черныша, у которого в режиссерском творчестве тема женской судьбы, похоже, стала сквозной.

В спектакле «Выходили девки замуж...» четыре женщины на дне бытия, уцелевшие в некоем апокалипсисе (в отличие от вымерших как класс русских мужиков), возрождаются к жизни и переживают удивительные метаморфозы. Когда сквозь бренную плоть, облаченную в казенные спортивные костюмы и войлочные ботинки-«прощай молодость», начинает просвечивать душа... И тогда разбитная, горластая, резкая Васёна (арт. Ю.Волкова) заговорит почти что словами из монолога Катерины. Забитая, смиренно-блаженненькая Полина (арт. Т.Дюжикова) в свой «момент истины» улыбнется и точно наполнится внутренним светом. «Мать-командирша» Иваниха, жившая не для счастья, а чтобы «коммунизм строить» (арт. А.Краснопольская), едва не всплакнет, вспомнив «оленьи» глаза своего мужа-недотёпы. А лежачая да требовательно выкрикивающая нечто нечленораздельное Авдотья (арт. И.Тихонова) размечтается о том, чтобы спеть хоть ещё разок в лесу.

И когда Абдулла, на минуту выпавший из реальности, но воскрешенный слезами и поцелуями новообретенных жён, уходит со сцены, отчего-то больно сжимает сердце. Не в тот ли иллюзорный «сад наслаждений», откуда возврата нет, уходит он со своими пожилыми гуриями? Наверное, нет. Ведь жанр спектакля - комедия. Хотя и с притчевой начинкой...

...В спектакле «Выходили девки замуж...» есть очень точный и емкий символ, придуманный заслуженным художником России Юрием Доломановым - фонарики, над которыми распростерли свои купола зонтики. Смысл, который несет в себе эта деталь сценографии, открывается в финале. И ты так ясно и отчетливо понимаешь: у каждой свечечки должно быть укрытие, кто-то должен позаботиться, чтобы огонек её не погас на житейских семи ветрах. Ведь пока горит свеча, мы живы...

Наталья ПОЧЕРНИНА.
Газета «Смена», 2006 год.

08.10.2006, 1836 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru