Пресса фестиваля

Восемь вечеров актерских бенефисов (2003 г.)

Вот и завершился V Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину». Единственный в России фестиваль, где главной персоной является Его Величество Актер, занимает прочную нишу в театральном пространстве страны и своей главной задачей ставит знакомство с лучшими работами драматических артистов как столичных, так и провинциальных сцен. Нынешний фестиваль стал праздником актерских бенефисов и ярким доказательством того факта, что русский артист – это поистине природное богатство России, ее золотой запас и один из самых конкурентоспособных национальных «продуктов».

«Главная удача этого фестиваля в том, что в каждом спектакле были работы высочайшего класса,– заметил на итоговой конференции фестиваля председатель экспертного совета фестиваля «Актеры России – Михаилу Щепкину» Константин Щербаков. – К примеру, мы увидели бенефисы трех Николаев – Черныша, Пастухова, Мартона. Смотрели белгородский спектакль «Три сестры» и, глядя на Николая Черныша в роли Чебутыкина, убеждались: да, это суть и смысл психологической школы, так и надо играть Чехова. Смотрели «Позднюю любовь» Центрального академического театра Российской Армии с Николаем Пастуховым в роли Маргаритова и соглашались: так надо играть Островского. А выдающийся питерский актер Николай Мартон продемонстрировал, как сильно привита к древу Александринского театра мейерхольдовская ветвь!».

Да, встреча с такими актерами, как Николай Пастухов и Николай Мартон – действительно, настоящее зрительское счастье. Затертому критикой выражению – «естественность сценического существования» большой русский актер Николай Пастухов возвращает его подлинный смысл. И невозможно определить грань: где здесь переживание артиста Пастухова, а где его человеческое, личное переживание. Чье лицо то мертвенно бледнеет, то багровеет от негодования? Кто тяжело дышит, горько плачет, некрасиво сморкается? Голос кого поднимается к немыслимо высоким регистрам и звучит в защиту чести и достоинства маленького бедного человека? Это честный адвокат Герасим Маргаритов или народный артист России Николай Пастухов? Загадка! Вечная загадка для зрителя, встречающегося одновременно и с величайшим профессиональным мастерством, которое можно отследить и проанализировать, и с тем необъяснимым, которое проанализировать нельзя, которое заставляет вспомнить о магической сущности актерского ремесла.

У народного артиста России, Николая Мартона актерская «технология» совершенно иного характера. В рисунке роли Чампы из спектакля Российского государственного театра драмы им. А.С. Пушкина «Колпак с бубенчиками» особую роль играет мимика, жест, пластика – причем, в их эксцентричном, гротесковом выражении. Виртуозное владение приемами внешней театральности, казалось бы, говорит о принадлежности Мартона к «школе представления»… Но когда его герой настраивается на «струну» безумия», надо видеть глаза актера! Этот лихорадочный блеск жажды мщения, этот демонический огонь наслаждения властью над толпой! Что это – «переживание», «представление»? Опять неразрешимая загадка для зрителя! Впрочем, ее не особо хочется разгадывать, когда судьба героя, его внутренняя история, жизнь души человека сыграны столь великолепно – на стыке глубочайшего психологизма и яркой театральности.

Не только праздник работ выдающихся артистов подарил фестиваль, но и явил публике удивительные, мощные актерские дуэты. Таковых было два: Надежда Величко и Олег Ханов в спектакле Оренбургского государственного драматического театра им. М. Горького «Отец» А. Стриндберга и Марина Русакова и Виталий Стариков в спектакле Белгородского государственного академического драматического театра им. М. Щепкина «Лев зимой» Д. Голдмена. В драматическом накале страстей, в противоборстве сильных характеров, в амплитуде эмоциональных полюсов от любви до ненависти, в поединке мужчины и женщины на грани жизни и смерти актеры, поддержанные умной, подробной режиссурой Р. Исрафилова и В. Андреева, демонстрируют потрясающее взаимопонимание на сцене, тончайшее чувство партнера, взаимодействие на уровне полувзгляда, полужеста, полудвижения друг к другу. И, право, если бы организаторы фестиваля отважились ввести в его программу номинацию за лучший актерский дуэт, им бы пришлось изрядно поломать головы, выбирая между Величко – Хановым и Русаковой–Стариковым.

Как, впрочем, и в случае с актерским ансамблем. В подобной номинации могли бы соперничать Воронежский государственный академический театр драмы им. А. Кольцова со спектаклем «Вечно живые» В. Розова и Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (г. Ярославль) со спектаклем «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони. Режиссеры – А. Иванов и И. Раймонт – создали именно ансамблевые спектакли, где яркие актерские работы были органично «вписаны» в общий замысел. Как умно, тонко, точно выстроены взаимоотношения в «Вечно живых»! Как естественно происходит погружение молодых актеров, вчерашних студентов курса Анатолия Иванова, в эпоху сороковых! Как бытово, без пафоса, без педалирования патетических нот, как с глубоко человечной интонацией играется история любви, верности и предательства. И как хороша (настоящее открытие фестиваля!) Магдалена Магдалинина в роли Вероники. Нездешность, отрешенность, страдание, хрупкость душевного мира героини и силу ее нравственного стержня молодая актриса играет с пронзительным чувством психологической правды характера. А в «Кьоджинских перепалках», где действие перенесено в эпоху итальянского неореализма, царит упоительная атмосфера театрального хулиганства самой высокой пробы. Каждая роль решена интересно, ярко, вкусно,с массой эффектных театральных «кунштюков», зачастую с элементами клоунады и эксцентрики. Иные сцены смотрятся как вставные номера (похмельное утро комиссара в исполнении артиста Игоря Сидоренко, манипуляции с веслом и поцелуи Фортунато – артиста Валерия Кириллова), но ничто не нарушает целостной художественной ткани этого невероятно смешного и удивительно стильного спектакля.

«Все дни фестиваля с нами был Михаил Семенович Щепкин. Я действительно ощущал его незримое присутствие. И, наверное, он радовался вместе с нами тому, что не истощился актерский слой России», – сказал на итоговой конференции фестиваля главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. Позволим добавить: радость эта удваивается, когда талант и мастерство актера поддерживаются нестандартными творческими предложениями мыслящего режиссера. Но это, впрочем, тема для особого разговора.

Наталья Почернина,
специально для «Строительных вестей»,
2003 год.

30.11.-1, 1501 просмотр.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru