Пресса фестиваля

«Ревизор» и «Катерина Измайлова» в 30 км от украинской границы (2022 г.)

Фестиваль в Белгороде подтвердил: весь мир – театр. Даже если он военный

Спектакль Театра Армии «Дом под снос» - о том, что надежда никогда не должна уходить из сердца
Фото предоставлено Центральным академическим театром Российской армии

Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину» прошел в Белгороде в двенадцатый раз. Раз в три года Белгородский академический драматический театр имени М.С. Щепкина собирает коллег и друзей на праздник в честь одного из основоположников русского психологического театра, чье имя он с гордостью носит. Первый такой фестиваль, проведенный в 1988 году, был приурочен к 200-летию великого русского артиста, которого белгородцы считают своим земляком (он родился в селе Красное нынешнего Яковлевского района). Однако смотр 2022 года отличался от всех предыдущих — ни один из них прежде не шел под аккомпанемент артиллерийской канонады.

В свое время корифей Малого театра, оглядываясь на прожитое и пережитое, признался: «Сцене я отдал все, отдал добросовестно, безукоризненно; искусство на меня собственно не будет жаловаться; я действовал неутомимо, по крайнему моему разумению, и я перед ним прав». Трудно поднять планку выше. Но коллективы, привозящие на фестиваль свои новые постановки, выкладываются по полной. Здесь никто не ранжирует театры по «местам», перед экспертным советом на каждом спектакле стоит лишь задача — отметить самую яркую и точную актерскую работу. Что, впрочем, тоже непросто — потому, если таких работ несколько, ни одна не остается незамеченной.

В этот раз, понятно, волнений накопилось больше обычного. Ведь до последнего не было уверенности, что фестиваль не отменят вообще. Но худрук белгородского театра Виталий Иванович Слободчук (его неуемной энергии смотр и обязан своим рождением) только улыбался: «Вы белгородцев не знаете! Нас не запугаешь! В Великую Отечественную город дважды переходил из рук в руки. До войны здесь 35 тысяч человек проживало, а когда фашистов в полусотне верст отсюда, под Прохоровкой расколошматили — встречать Красную армию вышло 154 человека... Те, кто сложил головы в величайшем танковом сражении мира, да и не только они, смотрят на нас. Нам под их взглядами грех горбиться!». 
И фестиваль состоялся: десять спектаклей в основной программе, пять во внеконкурсной. Отказавшихся от участия не было — лишь не смог приехать Ярославский театр драмы имени Волкова, который 23 сентября должен был показывать спектакль «Страх» по одной из самых острых пьес замечательного советского драматурга Александра Афиногенова. Но именно в этот день хоронили художественного руководителя коллектива Сергея Пускепалиса. Накануне, 20 сентября, он попал в смертельную аварию на дороге, перегоняя для передачи ДНР спецавтомобиль, приобретенный на личные средства. Мегапопулярный артист, талантливый режиссер погиб, как и жил — настоящим патриотом.

Но в тот вечер белгородский зрительный зал все равно был полон, и стены его содрогались от оглушительных, в финале не смолкавших минут десять аплодисментов. Плечо коллегам в трудную минуту подставили артисты Центрального академического театра Российской армии — непревзойденная и неподражаемая Алина Покровская и Сергей Колесников исполнили, что называется, «на бис» спектакль «Дом под снос» по пьесе Александра Крыма, который за два дня до этого играли во внеконкурсной программе. Сердце, открытое для любви, никогда не состарится и не очерствеет — вроде бы это аксиома. Но человек так часто теряет надежду, что не мешает лишний раз напомнить ему о ней. Глядя на Алину Станиславовну, невозможно было поверить, что легендарный фильм «Офицеры», в котором она сыграла одну из лучших своих ролей, недавно отметил полувековой юбилей.

За исключением «Дома под снос», фестивальная афиша была отдана бессмертной классике — Гоголь, Лермонтов, Островский, Лесков, Достоевский. Из Смоленска прибыл «Игрок», из Мурманска — «Маскарад», упомянутый ЦАТРА с блеском доказал, что «На всякого мудреца довольно простоты». Не растерял любви публики и Василий Макарович Шукшин, по рассказам которого показали сразу две постановки — «Обыкновенные чудики» питерского «Театра на Фонтанке» и «Вот так и живем» Самарской драмы им. Горького. Хозяева фестиваля представили «Ревизора» и «Катерину Измайлову». Современные драматурги по-прежнему в большом долгу перед театром — на читку или лабораторию они еще могут собрать несколько десятков знатоков, а вот заманить в зал несколько сотен обычных (не продвинутых и не столичных) зрителей, которые ходят в театр не по контрамаркам от знакомого администратора, а выкладывают за билеты свои кровные, увы, как правило, не по зубам. Зато классика, хоть и пересмотренная не один раз, влечет с неослабевающей силой.

Нарядно одетая публика каждый вечер текла через главную площадь города к зданию театра, и в его классической античной колоннаде было светло от улыбок и знойно от аромата цветов. Да, все слышали, что где-то на дальних окраинах целый день прогромыхивало, а ночью с ревом пронеслась колонна санитарных автомобилей. И хотя на улицах, даже главных, горят далеко не все фонари, но мужчины — в костюмах, дамы — в вечерних платьях, на каблуках и с сияющими глазами. Все — по классическим канонам, никаких балахонов «унисекс». Для глубинной России поход в театр — по-прежнему событие, которого ждут, которому радуются.

Зал каждый вечер был заполнен до отказа, теплый прием ожидал всех, но труппу Луганского драматического театра имени Павла Луспекаева (на его сцене выдающийся артист сделал свои первые шаги) встречали особенно сердечно. В былые времена из Луганска до Белгорода можно было добраться часов за семь, сейчас приходится давать такого кругаля, что и пятнадцати часов не всегда хватает. «Вы не представляете, какая это для нас радость, — не скрывает волнения режиссер Сергей Васин, — играть на большой сцене, при полном зале. У нас полтруппы воюет, полтруппы — играет. И каждая половина работает за вторую тоже. Они — за нас, чтобы мы могли выходить на сцену. А мы — за них, чтобы им было куда вернуться. Мы не случайно привезли сюда «Лес» Островского — спектакль о превратностях актерской судьбы. Времена, как сказал, поэт, не выбирают. И «те на эти», как на рынке, не поменяешь. Но мы верим, что настанет пора, когда мы сможем пригласить всех в Луганск на наш фестиваль «Госпожа удача» в честь уникального актера и уникальной личности — Павла Борисовича Луспекаева».

Есть старинная, существующая чуть ли не античных времен, поговорка — когда говорят пушки, музы молчат. Белгород своим примером еще раз доказал — в России это «правило» не работает.

P.S. Следующий Щепкинский фестиваль решено провести не через три, а через два года.

Виктория Пешкова,
«Труд», 7 октября 2022 г.

17.10.2022, 119 просмотров.

  • Bus.gov
  • белпресса
  • Гранты
  • клуб31
  • конкурс
  • Нацпроект
  • Памятные даты
  • Профсоюз_работников_культуры
  • Госуслуги
  • 2do2go.ru